О прекращении деятельности присоединенного юридического. Преобразование юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида

Гражданский кодекс предусматривает два варианта прекращения деятельности юридического лица - ликвидация организации и реорганизация в форме слияния, разделения или присоединения, когда прекращают деятельность присоединяемое юридическое лицо или реорганизуемые лица при слиянии и разделении. В этих случаях организация прекращает свое существование, то есть не может вести хозяйственную деятельность, осуществлять права и обязанности. О прекращении деятельности вносится запись в реестр юридических лиц.

Реорганизация и ликвидация юридического лица

Существует несколько форм реорганизации (п. 1 ст. 57 ГК РФ):

  • слияние, когда участвующие в реорганизации лица прекращают своё существование и создается новая организация;
  • присоединение, то есть к существующей организации присоединяется одно или несколько юридических лиц, причем присоединяемые лица прекращают свою деятельность;
  • разделение, когда вместо одной организации образуется несколько юридических лиц, а разделяемая организация прекращает существование;
  • выделение, где из существующей организации выделяются одна или несколько организаций;
  • преобразование - организация остается, меняется, как правило, организационно-правовая форма.

Особенности регулируются специальными нормами. Так, процедура реорганизации и ликвидации акционерного общества указана в ст. ст. 15 — 24 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". Например, в п. 6.1 ст. 15 Закона N 208-ФЗ об АО подробно указано, какую информацию должно содержать уведомление о реорганизации. И несоблюдение этого требования может повлечь отказ в регистрации, то есть объявление, поданное с нарушением требований, будет считаться непредставленным.

Реорганизация завершается, когда вносится запись в ЕГРЮЛ. Если происходили слияние, присоединение, выделение юридических лиц, то реорганизация юридического лица - это прекращение деятельности реорганизуемых организаций.

Именно этим — признанием организации прекратившей деятельность и схожи реорганизация и ликвидация, так как согласно п. 1 ст. 61 ГК РФ ликвидация - это прекращение юридического лица. И в процессе реорганизации может быть прекращена деятельность организаций, что фиксируется в ЕГРЮЛ.

При этом и в случае ликвидации, и при реорганизации обязательное требование - публикация в специализированном издании - «Вестнике государственной регистрации».

Чем ликвидация юридического лица отличается от реорганизации

Несмотря на то, что и в случае реорганизации, и при ликвидации организация прекращает существование, есть принципиальное отличие - правопреемство.

Ликвидация означает, что у организации нет правопреемника и предъявить требования после ликвидации будет некому.

Реорганизация характерна тем, что у организации, которая прекратила деятельность, будут правопреемники (ст. 58 ГК РФ). Кто именно будет правопреемником, зависит от формы реорганизации, от условий образования и прекращения деятельности юридического лица.

При слиянии образуется новое юридическое лицо, именно оно будет правопреемником.

Если происходит присоединение, то существующая организация, к которой присоединилась организация, прекратившая свою деятельность, и будет правопреемником.

При разделении образуются новые юридические лица, и к ним переходят права и обязанности.

Обязательства правопреемников определяются на основании разделительных или передаточных актов.

Завершается реорганизация после регистрации новых организаций. Особенность присоединения — реорганизация завершается в тот момент, когда будет внесена запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности присоединяемой организации, а если их несколько, то последней из присоединяемых.

Безусловно, есть и другие отличия реорганизации от ликвидации юридического лица и в процедуре, и в документах.

Например, при ликвидации составляется ликвидационный баланс, и он обязателен для представления в налоговый орган. При реорганизации - передаточный акт, если планируется разделение или выделение. Если присоединение или слияние, то договор, соответственно, о присоединении или слиянии.

Принципиальное отличие состоит в том, что после принятия решения о ликвидации функции исполнительного органа осуществляет ликвидационная комиссия (п. 4 ст. 62 ГК РФ). Это означает, что директор уже не руководит предприятием, все полномочия передаются ликвидационной комиссии.

Кроме того, при ликвидации происходит увольнение всех работников компании, включая беременных работниц. При реорганизации, наоборот, работникам предоставлены гарантии, прямо указано, что реорганизация предприятия не дает работодателю право уволить сотрудников (ч. 5 ст. 75 ТК РФ). При этом работник вправе отказаться от работы на реорганизованном предприятии, есть специальное основание для увольнения (п. 6 ст. 77 ТК РФ).

Таким образом, несмотря на то, что в процессе реорганизации, так же как и при ликвидации, организация прекращает свое существование, эти процедуры принципиально отличаются.

Прекращение юридических лиц складывается из двух весьма разных процедур, а именно реорганизации и ликвидации. Всё это вместе складывается в прекращение юридического лица.

Реорганизация – это способ прекратить юридическое лицо с переходом его прав и обязанностей другому лицу. Единым термином это называется «правопреемство». Оно всегда присутствует при реорганизации.

Ликвидация – это способ прекращения юридического лица без правопреемства, то есть совершенно необратимый способ.

Реорганизация.

Реорганизация происходит в следующем порядке:

1. Принятие решения о реорганизации.

Принять такое решение могут:

· Учредители юридического лица (участники юридического лица);

· Орган юридического лица, к компетенции которого учредительными документами отнесён этот вопрос. Чаще всего это общее собрание.

· В случаях, предусмотренных законом, решение о реорганизации может производиться по решению уполномоченного государственного органа или по решению суда. По их решению чаще всего касается разделения и объединения (в связи с необходимостью соблюдения антимонопольного законодательства). Если государство принимает решение о реорганизации, а юридическое лицо не начинает в установленные сроки реорганизацию, то государство обращается в суд и тогда осуществляется насильственно, принудительно.

Реорганизация происходит в пяти формах:

1) Слияние.

2) Присоединение.

3) Разделение.

4) Выделение.

5) Преобразование.

Слияние:

Новое юр.лицо

1 юр.л. 2 юр.л, 1 входит в его состав.


Выделение:

Юридическое лицо принимает решение и из него выделяется юридическое лицо. Выделение – это способ в котором нет прекращения. То есть это скорее форма создания, чем прекращение.

1 юр.л. 2 юр.л., новое, выделившееся из первого юридического лица.

Разделение.

Из одного юридического лица образуются два и первоначальное прекращается. Обратное соединению.


Юридическое лицо ООО ОАО «Солнышко».

При слиянии, преобразовании и присоединении оформляется передаточный акт, а при выделении и разделение – разделительный баланс.

Статья 59.

Порядок реорганизации.

1. Принимается решение о реорганизации. Об этом решении юридическое лицо в течение 3-х рабочих дней сообщает в ФНС как в регистрирующий орган. В этом сообщении (уведомлении) должно быть указано с обязательным указанием даты, с которой начинается реорганизация, и формы реорганизации.

2. Регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись, что данное лицо находится в процессе реорганизации.

3. Сведения о реорганизации необходимо опубликовать. Закон требует, чтобы публикаций было как минимум две с периодичностью один раз в месяц. Происходит это после того, когда появилась запись в реестре. Закон определяет и средство массовой информации, в которых это стоит сделать – это должно быть опубликовано в соответствующих СМИ, которые публикуют сведения о регистрации. «Вестник государственной регистрации».

В публикации должны быть указаны сведения о каждом участвующих в реорганизации юридическом лице, сведения о создающимся юридическом лице (то, которое будет только образовано, его ещё нет), форма организации, порядок и условия заявления требований кредиторами. А в некоторых случаях и ряд ещё.

4. Заявление требований кредиторов. Этот этап не является обязательным всегда, потому что его может не быть в том случае, если кредиторы решают не обращаться с требованием. Это статья 60 ГК РФ.

У кредиторов реорганизуемых юридических лиц существуют следующие права:

1) Потребовать досрочного исполнения обязательств от своего контрагента, находящегося в реорганизации.

2) Если досрочное исполнение обязательств невозможно, требовать прекращения обязательства и возмещения вызванных этим убытков. Теперь закон требует, чтобы требования перед этими кредиторами возникли до публикации уведомления о реорганизации.

3) ГК в части 3 статьи 60 закрепляет специальное правило: «Кредиторы юридического лица – ОАО, реорганизуемого в форме слияния, присоединения или преобразования, если его права требования возникли до публикации сообщения о реорганизации вправе в судебном порядке потребовать досрочного исполнения обязательства или прекращения обязательств и возмещения убытков в случае, если реорганизуемого юридическое лицо, его участники или третьи лица не предоставят достаточного обеспечения исполнения соответствующих обязательств». Требования эти могут быть заявлены не позднее 30 дней после публикации.

Если все обязательства реорганизованного юридического лица будет происходить до реорганизации – всё прекрасно. А если после… В этом случае ГК говорит о том, что вновь образованные юридические лица становятся солидарными должниками между собой (если юридическое лицо прекратилось) и с тем изначальным юридическим лицом, если оно не прекратилось.

5. Реорганизация будет окончательно завершена после внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении реорганизуемых и создании новых юридических лиц в процессе реорганизации.

Ликвидация юридического лица.

Сейчас мы говорим о ликвидации без банкротства.

Основания для ликвидации:

1. Гражданский кодекс предусматривает отдельно основания для ликвидации по инициативе учредителей, такую ликвидацию иногда пытаются назвать «добровольной».

2. Основания для ликвидации по решению суда. Такую ликвидацию иногда называют «принудительной».

Основания для добровольной ликвидации. Они даны не исчерпывающе и не могут быть исчерпывающими и выглядят следующим образом:

1) Либо в связи с достижением цели, ради которых создавалось юридическое лицо;

2) Либо недостижимость цели;

3) Либо с истечением срока, если вы создавали юридическое лицо на определённый срок;

4) И ряд других.

То есть по любой причине. Эту причину никто не будет устанавливать. «Не хотим, не можем больше и вообще надоело» – так можно написать, будет что-то вроде «недостижимостью цели».

Основания для принудительной ликвидации.

Предусмотрены в части 2 статьи 61 ГК РФ:

1. В случае допущенных при создании юридического лица грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.

2. В связи с осуществлением юридическим лицом деятельности без лицензии.

3. В связи с осуществлением деятельности, запрещённой законом либо с нарушением Конституции РФ.

4. Либо с совершением иных неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов.

5. Для некоммерческих организаций – если будет установлено систематическое осуществление ими деятельности, противоречащей уставным целям.

6. И в иных случаях, предусмотренных законом.

Порядок ликвидации:

1) Принятие решения учредителями юридического лица или соответствующим органом юридического лица, а в предусмотренных случаях – государственными органами, о ликвидации. Об этом решении следует письменно немедленно (незамедлительно) отправить уведомление в ФНС – регистрирующий орган. ФНС вносит в ЕГРЮЛ сведения о том, что юридическое лицо находится в ликвидации.

2) Участники юридического лица или его орган назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора, если один человек, а не комиссия), а также принимают решения о порядке и сроках заявления требований кредиторами и решают иные организационно-ликвидационные вопросы.

3) С момента, когда создана ликвидационная комиссия, к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (по сути – полномочия постоянно действующего исполнительного органа).

4) Выявление кредиторов и дебиторов юридического лица. Главный акцент на кредиторов, а не на должников.

Для выявления кредиторов должны быть приняты следующие меры:

1. Все известные кредиторы должны быть письменно уведомлены о ликвидации.

2. Ликвидационная комиссия обязана опубликовать в тех же СМИ («Вестник государственной регистрации») сообщение о ликвидации, где в обязательном порядке указываются сроки и процедура подачи заявления от кредиторов и эти сроки не могут быть меньше 2 месяцев с момента публикации.

3. На этом же этапе, соответственно, необходимо выждать этот срок и создать все требования кредиторов, которые будут заявлены.

4. Все заявленные требования кредиторов рассматриваются ликвидационной комиссией и независимо от признания или непризнания их обоснованности должны быть включены в промежуточный ликвидационный баланс.

5. Ликвидационная комиссия готовит промежуточный ликвидационный баланс, а он, в свою очередь, утверждается органами или учредителями юридического лица. В этом балансе должно быть отражено всё имущество, имеющееся у юридического лица – причём в широком смысле имущество: как активное, так и пассивное. В нём должны быть отражены все поданные заявления кредиторов и результаты их рассмотрения. Если требования кредиторов не обоснованы, то требования включаются в промежуточный баланс, а рядом пишется, что требования необоснованны и не будут удовлетворены. Кредиторы могут обжаловать это в суд.

5) Промежуточный (субсидиарный) этап. Если в промежуточном ликвидационном балансе выявляется недостаточность денежных средств для удовлетворения требований кредиторов. Тогда на этом этапе может происходить оценка иного имущества и реализация его с публичных торгов.

6) Удовлетворение требований кредиторов. Удовлетворение происходит в порядке очерёдности, очереди предусмотрены статьёй 64 ГК РФ.

Принцип очерёдности складывается из двух правил:

1. Удовлетворение требования кредиторов каждой следующей очереди происходит только после полного удовлетворения требований предыдущих.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Деятельность организации может прекращаться двумя способами: при реорганизации либо при ликвидации.

Реорганизация представляет собой прекращение деятельности одной организации с переходом прав и обязанностей к другой организации.

Реорганизация юридического лица осуществляется в таких формах, как:

Слияние нескольких юридических лиц в одно;

Присоединение одного или нескольких юридических лиц к другому;

Разделение юридического лица на несколько самостоятельных организаций;

Выделение из состава юридического лица (не прекращающего при этом своей деятельности) одного или нескольких новых юридических лиц;

Преобразование юридического лица из одной организационно-правовой формы в другую (п. 1 ст. 57 ГК РФ).

Во всех этих случаях, за исключением выделения, прекращается деятельность, по крайней мере, одного юридического лица, однако его права и обязанности не прекращаются, а переходят к вновь созданным юридическим лицам в порядке правопреемства. Правопреемство происходит и при выделении, ибо к вновь создаваемому (выделяющемуся) юридическому лицу в этом случае переходит часть прав и обязанностей остающегося юридического лица.

Следовательно, реорганизация юридического лица всегда влечет возникновение правопреемства (даже не будучи связанной с прекращением его деятельности в случае выделения). В этом принципиальное отличие от ликвидации юридического лица, при котором никакого преемства в правах и обязанностях не возникает, ибо они, как и их субъект - юридическое лицо, подлежат прекращению.

Реорганизация юридического лица по общему правилу проводится им добровольно, по решению его учредителей либо уполномоченного на то учредительными документами его органа, например, общего собрания его участников. Добровольная реорганизация в форме слияния, присоединения или преобразования в предусмотренных законом случаях может осуществляться с предварительного согласия государственных органов (п. 3 ст. 57 ГК РФ). Такое согласие требуется получить от антимонопольных органов, контролирующих появление хозяйствующих субъектов, которые могли бы занять доминирующее положение на товарном рынке.

В случаях, прямо предусмотренных законом, реорганизация в форме разделения и выделения может осуществляться принудительно, по решению компетентного государственного органа или суда. Так, в соответствии с законом юридические лица, занимающие доминирующее положение на каком-либо товарном рынке, в случае неоднократного нарушения требований антимонопольного законодательства могут быть подвергнуты принудительному разделению или выделению из их состава самостоятельных организаций.

Реорганизация юридических лиц оформляется либо передаточным актом (балансом) (в случаях слияния, присоединения и преобразования), либо разделительным балансом (в случаях разделения и выделения) (ст. 58 ГК РФ).

О проводимой реорганизации обязательно письменно извещаются кредиторы, которые могут при этом потребовать досрочного прекращения или исполнения обязательств и возмещения связанных с этим убытков. Соблюдение прав кредиторов гарантируется также положением ст. 60 ГК РФ, в соответствии с которой передаточный акт или разделительный баланс должны обязательно содержать сведения обо всех обязательствах реорганизуемого юридического лица, в том числе и оспариваемых на момент реорганизации. Если после проведенной реорганизации невозможно определить правопреемника, вновь созданные юридические лица несут солидарную ответственность перед кредитором. Такая ответственность означает, что кредитор имеет право предъявить требование в полном объеме к любой из вновь созданных организаций

Реорганизация считается завершенной (состоявшейся) с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, а в случае присоединения - с момента государственной регистрации прекращения деятельности присоединенного юридического лица (п. 4 ст. 57 ГК РФ). Следует, однако, отметить, что аналогичные нормы существуют также в ряде специальных законов об отдельных видах юридических лиц (например, п. 4 ст. 15 Закона «Об акционерных обществах»; п. 3 ст. 51 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»; п. 2 ст. 26 Закона «О производственных кооперативах»; п. 3 ст. 16 Закона «О некоммерческих организациях»).

Ликвидация юридического лица представляет собой способ прекращения его деятельности при отсутствии преемства в его правах и обязанностях (п. 1 ст. 61 ГК РФ). Поскольку права и обязанности юридического лица не переходят к правопреемникам, задача обеспечения прав и интересов кредиторов (других участников имущественного оборота) приобретает здесь еще большую важность, чем в случаях его реорганизации. Поэтому закон устанавливает специальный порядок ликвидации юридического лица. Ликвидация как способ прекращения юридического лица представляет собой довольно сложное правовое явление, влекущее своеобразную «смерть» того или иного субъекта хозяйствования.

Ликвидация может осуществляться добровольно, по решению учредителей либо уполномоченного на то органа юридического лица, в частности, по истечении срока или с достижением целей, для которых оно создавалось (например, дирекция строящегося предприятия прекращает свою деятельность после сдачи готового объекта в эксплуатацию). Возможна и принудительная ликвидация в соответствии с судебным решением (п. 2 ст. 61 ГК РФ). Основаниями для нее являются осуществление юридическим лицом своей деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо с неоднократным или грубым нарушением закона или иных правовых актов, а также противоречие этой деятельности законодательным запретам (в том числе при систематическом нарушении своей специальной правоспособности некоммерческой организацией). Случаи принудительной ликвидации юридического лица могут предусматриваться только Гражданским кодексом РФ. К ним относится также признание судом недействительной регистрации юридического лица из-за допущенных при его создании неустранимых нарушений законодательства, поскольку в этом случае «добровольная» по форме ликвидация юридического лица, по сути, носит вынужденный (принудительный) характер. Особым случаем ликвидации юридического лица является его несостоятельность (банкротство).

Ликвидация юридического лица представляет собой достаточно длительную процедуру, основное содержание которой сводится к выявлению и удовлетворению имеющихся у кредиторов требований. При этом юридическое лицо продолжает свою деятельность (до момента исключения его из государственного реестра). Поэтому как имеющиеся, так и возможные контрагенты должны быть осведомлены, предупреждены о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации и осуществляет расчеты со своими кредиторами, имея решение (или будучи обязанным) прекратить свою деятельность. С этой целью лица или органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица, должны незамедлительно письменно сообщить об этом регистрирующему органу для внесения соответствующих сведений в государственный реестр (п. 1 ст. 62 ГК РФ).

Предусмотренная законом обязательная процедура ликвидации также рассчитана на защиту интересов кредиторов. Ведь учредители или участники юридического лица при его ликвидации обычно заинтересованы в сохранении максимально возможного остатка имущества после завершения всех расчетов, поскольку он обычно поступает в их собственность. Поэтому ликвидация должна проходить под контролем органа, осуществившего государственную регистрацию юридического лица.

Ликвидация начинается с назначения лицами или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, специальной ликвидационной комиссии (ликвидкома) или единоличного ликвидатора, к которым и переходят все полномочия по управлению делами юридического лица, включая выступление в суде от его имени (п. 2 и 3 ст. 62 ГК РФ). Такая комиссия (или единоличный ликвидатор) назначается по обязательному согласованию с регистрирующим органом (п. 1 ст. 62 ГК РФ). Перечисленные действия составляют первый этап процесса ликвидации.

Главной задачей ликвидкома является выявление всех долгов юридического лица и осуществление расчетов с его кредиторами, поэтому на втором этапе ликвидком обязан опубликовать извещение о ликвидации юридического лица, а также о порядке и сроке заявления требований его кредиторами (причем такой срок не может быть менее двух месяцев с момента данной публикации) и письменно уведомить о ликвидации всех известных ему кредиторов. Помимо этого ликвидком принимает все другие возможные меры по выявлению кредиторов, а также по получению задолженности с должников ликвидируемого юридического лица (дебиторской задолженности). Следует отметить, что законодатель допускает опубликование извещения в любых СМИ, никак не ограничивая выбор ликвидкома. Исключение предусмотрено для случаев банкротства - такие объявления обязательно должны быть опубликованы в «Российской газете», а также иных случаев, предусмотренных законом (так, объявления о ликвидации кредитных организаций должны обязательно помещаться в «Вестнике Банка России»).

По истечении срока для предъявления требований кредиторами, ликвидком должен составить промежуточный ликвидационный баланс, в котором отражаются сведения о фактическом составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне заявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения (возможности удовлетворения или отклонения). Данный баланс утверждается лицами или органами, принявшими решение о ликвидации, также по согласованию с регистрирующим органом (п. 2 ст. 63 ГК РФ). Последний должен, следовательно, контролировать правильность и обоснованность данных баланса. Названными действиями завершается второй этап ликвидации.

Если по данным промежуточного баланса у ликвидируемого юридического лица недостаточно денежных средств для удовлетворения заявленных кредиторами требований, ликвидком продает его имущество с публичных торгов (как правило, в форме аукциона - с тем, чтобы выручить за него максимально возможные суммы). При недостатке и этого имущества в некоторых случаях возможно обращение с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет имущества учредителя (казенного предприятия или учреждения) либо участников юридического лица (полных товарищей, участников обществ с дополнительной ответственностью, производственных кооперативов, ассоциаций и союзов). В таком случае кредитор не связан сроками утверждения ликвидационного баланса и работы ликвидационной комиссии. В этом состоит третий этап ликвидации.

Со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса начинаются расчеты с кредиторами юридического лица, составляющие четвертый этап его ликвидации. Они производятся в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ. В соответствии с ней предусмотрены три последовательно удовлетворяемых очереди привилегированных кредиторов, требования которых удовлетворяются преимущественно перед другими кредиторами. Имеется также четвертая очередь, куда включены требования всех остальных (непривилегированных) кредиторов, выплаты которым начинаются лишь по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. При этом требования каждой последующей очереди удовлетворяются только после полного удовлетворения требований предыдущей очереди (п. 2 ст. 64 ГК РФ). Следовательно, при недостатке или отсутствии необходимого имущества требования последующих очередей могут остаться неудовлетворенными. Между кредиторами одной очереди имущество ликвидируемого юридического лица при его недостатке распределяется пропорционально суммам их требований. Например, если требования соответствующей очереди составляют 500 тыс. руб., а оставшееся после удовлетворения требований предшествующих учредителей очередей имущество стоит 100 тыс. руб., то это означает, что каждый из кредиторов данной очереди получит за рубль долга только 20 коп.

В первую очередь включены требования граждан к ликвидируемому юридическому лицу по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью, а также по компенсации морального вреда. При ликвидации кредитных организаций в первую очередь удовлетворяются также требования вкладчиков - физических лиц, по вкладам, не связанным с ведением предпринимательской деятельности. Во вторую очередь - требования по оплате труда и вознаграждений по авторским договорам, возникшие как до, так и в процессе ликвидации. В третью очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет (налоги) и во внебюджетные фонды (пенсионный и т.п.). Все остальные требования относятся к четвертой очереди.

При отказе ликвидкома в удовлетворении конкретного требования кредитора последний вправе обратиться с соответствующим иском в суд (до момента утверждения окончательного ликвидационного баланса). В этот же период еще возможно обращение с требованием к ликвидкому, несмотря на пропуск установленного им для этих целей срока. В обеих ситуациях требования кредиторов могут быть удовлетворены из остатка имущества, если таковой имеется. При отсутствии такого остатка требования кредиторов считаются погашенными. Также погашаются требования кредиторов, отклоненные ликвидкомом и не предъявленные затем в суде, либо требования, в удовлетворении которых кредитору отказано судебным решением (п. 4-6 ст. 64 ГК РФ).

Последний, пятый этап ликвидации начинается после завершения всех расчетов с кредиторами. Ликвидком составляет окончательный ликвидационный баланс, который утверждается лицами или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с регистрирующим органом (п. 5 ст. 63 ГК РФ). Остаток имущества передается учредителям или участникам юридического лица, а при ликвидации некоторых некоммерческих организаций используется на цели, предусмотренные законодательством и их учредительными документами. Ликвидация считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование с момента внесения записи об этом в государственный реестр (п. 8 ст. 63 ГК РФ).


Прекращение предпринимательской деятельности юридического лица предполагает его выбытие из соответствующих гражданско-правовых отношений. Информация о субъекте исключается из ЕГРЮЛ. Рассмотрим далее порядок прекращения деятельности юридических лиц.

Актуальность вопроса

Прекращение деятельности юридического лица регламентируется законодательством. Процедура предполагает несколько этапов, в ходе которых осуществляется анализ работы, составляется документация, решается вопрос о погашении обязательств, если они были у субъекта. Существование юрлиц не ограничивается временными рамками. Однако в ряде случаев возникает необходимость завершить работу. Так, ликвидация предприятия может обуславливаться несостоятельностью, невозможностью погашать обязательства в установленные сроки. В таких случаях процедуру проводят через суд.

Основания прекращения деятельности юридического лица

Процедура завершения работы компании может являться добровольной или принудительной. В первом случае в качестве основания будет выступать решение органа юрлица либо учредителей. Принудительная процедура начинается по постановлению судебной инстанции. Прекращение деятельности юридического лица, проводящееся по решению учредителей либо уполномоченного органа компании, может обуславливаться:

  1. Истечением периода, на который была сформирована фирма.
  2. Достижением цели, поставленной при создании компании.
  3. Уменьшением либо увеличением количества членов ниже или выше числа, установленного в уставе или законе.
  4. Признанием недействительной регистрации организации судом вследствие допущенных при ее образовании неустранимых нарушений правовых актов.
  5. Несостоятельностью.
  6. Снижением цены чистых активов до уровня ниже минимального объема уставного капитала.
  7. Прочими обстоятельствами.

Решение судебной инстанции принимается, если:

  • Выявлено нарушение закона в процессе функционирования организации.
  • Осуществлялась деятельность, которая запрещена нормами, или не предусмотренная в уставе и пр.

Способы прекращения деятельности юридического лица

Законом определены различные процедуры, в результате которых компания завершает свою работу. В законодательстве предусматривается прекращение деятельности юридического лица путем:

  1. Реорганизации. Этот вариант предусматривает завершение работы одной компании и создание на ее базе новых. Все обязанности и права первоначальной организации при этом переходят к преемникам.
  2. Ликвидации. В этом случае существовавшая компания завершает свою работу без создания иных фирм. Ликвидация предприятия предполагает полное погашение имеющихся обязательств.

Нюансы

Как выше было сказано, прекращение деятельности юридического лица может осуществляться по решению уполномоченного органа либо собрания учредителей. Это зависит от организационно-правового типа компании. В ООО и АО этот вопрос включен в компетенцию общего собрания. Некоторые виды прекращения деятельности юридического лица предполагают получение согласования Госкомитета по антимонопольной политике. К таким случаям, в частности, относят преобразование, присоединение и слияние. Нормативные акты, регламентирующие конкуренцию и монополии, допускают принудительное прекращение деятельности юридического лица в форме выделения и разделения.

Такое решение принимается Госкомитетом и его территориальными подразделениями. Компании, которые получили соответствующее предписание, должны провести необходимые процедуры в определенный срок. Если фирма этого не сделает, Госкомитет направляет исковое заявление о прекращении деятельности юридического лица в суд. В этом случае будет назначен внешний управляющий, которому поручается провести установленные мероприятия. Учредительная документация вновь образующихся компаний, разделительный баланс согласовываются и утверждаются судебной инстанцией и затем регистрируются по общим правилам.

Нормы ГК

Одна из распространенных причин, обуславливающих прекращение деятельности юридических лиц, - банкротство. Порядок проведения процедуры регламентируется ст. 61-64 ГК. Признание компании несостоятельной влечет ее ликвидацию. Процедура включает в себя следующие этапы:

  1. Размещение в официальных изданиях информации о начале процесса и сроке, в течение которого кредиторы могут заявить о своих требованиях. Он не должен составлять меньше двух месяцев с даты публикации. При этом назначается ликвидационная комиссия, которая занимается выявлением всех кредиторов, рассылает им письменные уведомления, предпринимает меры, направленные на получение дебиторской задолженности.
  2. Формирование промежуточного баланса. Он составляется по окончании срока, предоставленного кредиторам для заявления требований. В балансе содержатся данные об имуществе компании, приводится перечень претензий контрагентов, результаты их рассмотрения. Этот документ должен быть утвержден учредителями либо уполномоченным органом компании по согласованию с учреждением, осуществляющим госрегистрацию фирм.
  3. Составление ликвидационного баланса. Он формируется после окончания всех расчетов с кредиторами.
  4. Внесение записи в ЕГРЮЛ о ликвидации предприятия.

Особенности расчетов с кредиторами

В случае если у предприятия недостаточно средств для погашения обязательств, ликвидационная комиссия организует реализацию его имущества с публичных торгов. Выплаты сумм, вырученных от реализации, осуществляется по очередности, определенной ст. 64 ГК, согласно промежуточному балансу с даты его утверждения. Исключение составляют кредиторы 5-й очереди. Им выплаты производят по окончании месяца с даты утверждения баланса.

Исключения

Указанные выше положения не распространяются на казенные предприятия и учреждения. При недостаточности средств у указанных субъектов погашение обязательств осуществляется в судебном порядке за счет имущества собственника. Оставшиеся объекты после расчетов передаются участникам общества, которые обладают вещными правами на них либо обязательственными правами в отношении компании, если другое не устанавливается нормативными актами либо учредительной документацией.

Формы завершения деятельности

Реорганизация юрлица может производиться путем:

  1. Слияния. В этом случае несколько компаний объединяются в одну. Она по передаточному акту получает обязанности и права первоначальных фирм.
  2. Присоединения. В этом случае происходит "поглощение" одного предприятия другим. К последнему обязанности и права также переходят по передаточному акту.
  3. Разделения. Оно предполагает формирование на базе одного юрлица нескольких самостоятельных организаций. К ним обязанности и права первоначальной фирмы переходят в соответствии с балансом.
  4. Выделения. В данном случае из существующей компании отделяется организация. При этом первоначальная фирма сохраняется. К выделенному предприятию обязанности и права переходят по разделительному балансу.
  5. Преобразования. Оно предполагает изменение организационно-правового типа компании. Переход прав и обязанностей осуществляется по передаточному акту.

Реорганизация признается законченной после госрегистрации вновь образованных юрлиц. Данное правило не распространяется на процедуру присоединения. Она считается оконченной с момента включения в Госреестр записи о завершении деятельности поглощенной компании.

Документы

Обязанности и права переходят ко вновь образованным компаниям на основании передаточного акта либо баланса. В указанных документах должны присутствовать положения, касающиеся правопреемства. В них включаются сведения обо всех переходящих обязательствах, оспариваемых в том числе, перед имеющимися кредиторами, а также обо всех должниках. Акт или баланс утверждаются тем, кто принимал решение о проведении реорганизации. Документы предоставляются в орган, уполномоченный на проведение госрегистрации. В случае невозможности определить правопреемника у вновь сформированных предприятий возникает солидарная ответственность перед кредиторами.

Госрегистрация

Только после ее проведения компания будет признана реорганизованной. Правила госрегистрации зависят от формы процедуры. Для постановки на учет компании, реорганизованной путем слияния, в уполномоченный орган предоставляют:

  1. Учредительную документацию всех субъектов, участвующих в процессе.
  2. Протоколы с собраний (проводимых отдельно в каждой компании и совместных).
  3. Договор о слиянии и передаточный акт.
  4. Подтверждение факта публикации о начале процедуры в официальных изданиях.
  5. Доказательство письменных уведомлений кредиторов.
  6. Копии балансов компаний.
  7. Наименование вновь образующейся фирмы.
  8. Характеристика формирования капитала компании.
  9. Данные паспорта руководителя образующейся фирмы.
  10. Юридический адрес нового предприятия.

Дополнительно (при необходимости) предоставляется документ, подтверждающий согласование или уведомление антимонопольного органа. При реорганизации путем присоединения госрегистрация выполняется по правилам, предусмотренным для регистрации изменений, которые вносятся в учредительную документацию.

Специфика правопреемства

При реорганизации особое значение имеет объем обязанностей и прав, которые переходят по балансу или акту. Правопреемство может быть:

  1. Частичным. При этом переход обязанностей и прав осуществляется как к нескольким, так и к одному субъекту. Такая ситуация имеет место при выделении.
  2. Полным с переходом обязанностей и прав к одному преемнику. Эта ситуация имеет место при преобразовании, присоединении и слиянии.
  3. Полным с переходом обязанностей и прав к нескольким субъектам в соответствующих долях. Такое правопреемство характерно для разделения.

Момент перехода

Вопрос о его определении возникает практически у всех реорганизуемых субъектов, а также у их кредиторов. Последних, в частности, беспокоит процесс погашения обязательств. В действовавшем ранее ГК указывалось, что переход имущества осуществляется в день, когда подписан передаточный акт или утвержден разделительный баланс. В нормах нового Кодекса данный подход исключается. Между принятием учредителями или уполномоченным органом решения о реорганизации и непосредственной процедурой проходит определенный период. В ст. 57 ГК четко установлен момент, в который субъект считается реорганизованным. При разделении, выделении, слиянии, преобразовании им выступает дата госрегистрации вновь созданных компаний. Правопреемство не основывается на каком-либо договоре. Оно выступает как следствие реорганизации. Из этого следует, что определяющее значение при установлении момента перехода обязанностей и прав будет иметь факт госрегистрации. До ее окончания преемство невозможно, поскольку еще не создан принимающий субъект. Аналогичным образом обстоит дело с присоединением. В этом случае реорганизация также считается оконченной после включения соответствующей записи в Госреестр о прекращении работы присоединенного субъекта.

Заключение

Для предотвращения нарушений при оформлении правопреемства в ходе реорганизации в ГК предусматривается специальное правило. В соответствии с ним, при отсутствии в разделительном балансе либо акте о передаче положений о переходе обязанностей и прав, госрегистрация вновь образованных компаний не осуществляется. При возникновении неопределенности в решении вопроса о правопреемстве, действует законодательное положение о солидарной ответственности фирм. Оно обеспечивает дополнительные гарантии для кредиторов и обязывает юрлиц в любом случае исполнять свои обязательства.