Какие травы должны быть в домашней аптечке. Домашняя аптечка

В данной статье мы рассмотрим, какие препараты следует хранить в домашней аптечке.

В жизни каждого человека случаются непредвиденные ситуации. Травмы, порезы, разнообразные заболевания могут настигнуть каждого. Для того чтобы оказать первую медицинскую помощь важно иметь под рукой домашнюю аптечку.

Мы рассмотрим, какие группы препаратов должны быть у каждого и для чего они нужны. Также проанализируем сроки и правила хранения медикаментов, и выделим список обязательных лекарств, которые могут использовать и взрослые, и дети при различных недомоганиях.

Как организовать, собрать домашнюю аптечку?

Для того чтобы собрать домашнюю аптечку важно понимать из каких групп препаратов она состоит. Одними из главных являются:

  • Антисептические (йод, зеленка, перекись водорода)
  • Перевязочные материалы (лейкопластыри, эластичный и марлевый бинт, вата, ватные палочки)
  • Антибиотики широкого спектра действия
  • Жаропонижающие препараты (Нурофен, Парацетамол)
  • Обезболивающие лекарства (Но-шпа, Спазмалгон)
  • Сорбенты (Энтеросгель, Активированный уголь)
  • Электролитические препараты (Регидрон, Гемодез)

Также в качестве средств, которые можно применять при первых признаках недомогания могут выступить:

  • Леденцы от кашля и болей в горле (Доктор Мом, Хлорофиллипт, Стрепсилс)
  • Препараты от заложенности носа (Нафтизин, Пинасол)
  • Горчичники
  • Аэрозоли для горла (Ингалипт, Пропасол, Биопарокс, Тантум Верде)

Все препараты важно упаковать в специальный контейнер и поместить в темное место. Однако в случае, если после открытия некоторые препараты необходимо хранить в холодном помещении, то можно использовать холодильник. Но не все лекарства можно размещать в данном аппарате, поэтому важно строго придерживаться рекомендаций с листов-вкладышей.

Что должно быть в домашней аптечке для взрослых: список необходимых лекарств и препаратов

Взрослые и дети имеют различные недомогания, а также заболевания разных систем организма. Поэтому при выборе препаратов для домашней аптечки важно учитывать потребности и возможные риски всех членов семьи. Так для взрослых необходимо подготовить следующие лекарства:

  • Болеутоляющие (Цитрамон – против головной боли; Бускопан – от зубной; Нурофен – используется практически от всех видов боли)
  • От ОРЗ и простуды (Панадол, Парацетамол, Упсарин Упса – против повышенной температуры; Пинасол, Ксимелин, Ринонорм – помогают от насморка; Доктор Мом, Стрепсилс, Фарингосепт – борются с болью в горле и способствуют выводу мокроты)
  • Против болей в сердце (Корвалол, Валидол, Нитроглицерин)
  • Успокоительные препараты (Настойка валерианы, Волокардин, Персен, Фитосед)
  • Медикаменты от диареи (Лоперамид, Имодиум, Стоперан)
  • Препараты против аллергии (Супрагистим, Алерик, Кларитин, Лорано)
  • Лекарства для повышения давления (Гептамил, Мезатон, Фетанол)
  • От гипертонии (Телмисартан, Лосартан, Зофеноприл)
  • Антисептики (йод, спирт, перекись водорода, фукорцин)
  • Средства против ожогов (Пантенол, Декспантенол)
  • Перевязочные материалы (вата, ватные диски, лейкопластырь, марлевый и эластичный бинт, напальчники, жгут, стерильные перчатки и салфетки)
  • Против повышенной кислотности желудка (Маалокс, Ренни, Альмагель)
  • От печеночных коликов (Аллохол, Фламин, Холелесан)
  • Препараты от растяжения мышц (Диклак гель, Вольтарен, Клодифен гель, Фелоран)
  • Сорбирующие лекарства (Белый и черный уголь, Сорбекс, Карбосорб)


Также необходимо укомплектовать аптечку следующими приспособлениями:

  • Градусником
  • Горчичниками
  • Аптечными банками
  • Грелкой
  • Клизмой
  • Физраствором
  • Сборами трав (ромашка, кора дуба, шалфей, шиповник)
  • Нашатырным спиртом

Что должно быть в домашней аптечке для детей: список необходимых лекарств и препаратов

Список необходимых лекарств для детей, которые должны быть в каждом доме несколько отличаются от препаратов, предназначенных для взрослых. Несмотря на то, что малыши чаще подвержены другим заболеваниям, далеко не все медикаменты допускаются к приему с малолетнего возраста.

Поэтому родителям необходимо подготовить отдельную аптечку, включающую такие лекарства:

  • Антисептики (хлоргексидин, йод)
  • Средства для восстановления кожных покровов (Бепантен, Левомеколь, Солкосерил, Актовегин крем)
  • Жаропонижающие лекарства (Панадол, Нурофен, Ибупрофен)
  • Препараты от заложенности носа (Нафтизин, Риназолин, Фармазолин)
  • Лекарства от кашля (Лазолван, Проспан, Доктор Мом, Амбробене)
  • Противоаллергические средства (Диазолин, Псило-бальзам)
  • Препараты для снятия симптомов отравления (Смекта, Сорбекс)
  • Мази для улучшения дыхания (Вапораб, Доктор Мом мазь)
  • Лекарства от обезвоживания (Регидрон, Гастролит, Нормогидрон, Орсоль, Ре-Соль)

Что должно быть в домашней аптечке для новорожденного: список необходимых лекарств и препаратов

Для лечения новорожденных, а также устранения первых симптомов заболеваний, необходимо подготовить ряд препаратов, которые должны быть в каждой семье молодых родителей.

  • Препараты для дезинфекции пупка (перекись водорода, вата, косметические палочки, настойка эвкалипта или зеленки)

Обрабатывают рану в такой последовательности:

  • Предварительно малыша следует искупать в кипяченой воде со слабым составом марганцовки
  • Далее живот обрабатывают ватой смоченной в перекиси
  • На пупок наносят несколько капель антисептика и промывают, используя косметические палочки
  • После этого рану необходимо обработать зеленкой или используя настойку календулы или эвкалипта

После того, как отпадут излишние ткани необходимо посоветоваться с педиатром по поводу дальнейшего применения других препаратов для ускорения процесса заживления.

  • Также в аптечку необходимо включить препараты от метеоризма (Эспумизан, Плантекс; свечи Вибуркол, Глицелакс)
  • Лекарства от повышенной температуры тела также являются незаменимыми в доме молодых родителей. Для лечения младенцев допустимо использовать Виферон, Цефекон Д, Альфарекин суппозитории рек., Лаферон-Фармбиотек суппозитории рек.


Данные препараты необходимо использовать после консультации с педиатром, однако если температура настигла малыша ночью, то следует применять 1 шт.

  • Поскольку младенцы больше других подвержены аллергическим реакциям, родители должны иметь под рукой препараты, направленные на снятие основных симптомов и улучшение общего самочувствия ребенка. Однако их необходимо использовать исключительно после визита к доктору, поскольку данная группа разнообразна и каждый медикамент назначается после осмотра и анализа общих признаков недомогания.
  • Чаще всего педиатры применяют: Фенистил, Перитол
  • Для профилактики заболеваний глаз рекомендуется использовать капли Тобрекс, Гентамицин, Левомицетин. Дозировку и длительность приема определяет доктор

Также при формировании домашней аптечки обязательно подготовьте:

  • Присыпку
  • Пипетку
  • Детский питательный крем
  • Мягкий шампунь
  • Аптечные сборы сухих трав
  • Детское мыло (также можно приготовить самостоятельно из мыльной основы, молока и крема)
  • Термометр для воды и тела
  • Салфетки, косметические палочки и диски

Лекарственные травы в домашней аптечке: список с названиями

Кроме фармакологических препаратов большую пользу для больного принесут отвары и настои натуральных трав. Их можно приобрести в аптеке или подготовить самостоятельно при условии их выращивания в экологически чистых зонах. Для взрослых и детей станут незаменимыми вспомогательными лекарствами:

  • Бессмертник – при заболеваниях печени и желчевыводящих путей
  • Пустырник – нормализует женский цикл, а также помогает от болезней сердца
  • Цветы календулы – нормализуют уровень холестерина, повышают выработок желчи в организме, а также выступают в качестве антисептического препарата
  • Перечная мята оказывает успокоительный эффект, избавляет от стрессов. При использовании для приема ванн улучшает состояние кожи и устраняет аллергию, повышенную потливость и дерматит
  • Трава будры – при болезнях легких, улучает метаболизм, увеличивает аппетит, помогает при цистите
  • Болотный сабельник – используют в качестве полоскания при заболеваниях горла, включая инфекционные поражения
  • Двудомная крапива – показана при гастрите, сахарном диабете, ревматизме, анемии, холецистите
  • Гинкго билобу принято заваривать с целью лечения геморроя, варикозного расширения вен, при склерозе и тромбофлебите
  • Березовую чагу используют от туберкулеза, кисты, мастопатии, сахарного диабета
  • Ромашка обладает антисептическим, противовоспалительным и ранозаживляющим эффектом. Поэтому ее можно использовать для принятия ванн, компрессов, а также в форме отваров

Также от высокой температуры и простуды полезно использовать:

  • Листья смородины
  • Листья и плоды малины
  • Плоды шиповника
  • Чай из ягод клюквы


  • Боярышник
  • Пустырник
  • Валериану
  • Цветы бессмертника

При запорах полезно использовать отвары:

  • Столетника
  • Сахаристой ламинарии
  • Полевого стальника
  • Конского щавеля
  • Укропа

Для нормализации стула необходимо применять чай с такими компонентами:

  • Фенхель
  • Жостер Пурша
  • Золототысячник

Должны ли быть антибиотики в домашней аптечке и какие?

При формировании домашней аптечки многие задаются вопросом: «Какие препараты в нее вложить и можно ли купить антибиотики для лечения возможных заболеваний?». Мы не рекомендуем приобретать данные медикаменты по ряду причин:

  • Каждому известно, что частое использование антибиотиков негативно влияет на микрофлору кишечника и общее состояние организма.
  • Также применение данной группы препаратов может негативно сказаться на самочувствии, поэтому назначать лекарства самостоятельно нельзя.
  • В качестве профилактики болезней не стоит прибегать к антибиотикам, поскольку они могут вызвать серьезные осложнения хронических заболеваний или спровоцировать появление новых.
  • Срок хранения у каждого препарата разный. Не стоит заранее покупать лекарства, поскольку вы можете никогда не воспользоваться ими.


  • Все доктора подбирают те медикаменты, которые наиболее эффективны при борьбе с различными недугами. Поэтому в случае назначения другого лекарства вам придется покупать тот, которого нет в домашней аптечке, соответственно, вы понесете двойные растраты.
  • Врач выписывает лекарство на основании симптоматики, анализов и наличия сопутствующих заболеваний. Поэтому не стоит пытаться использовать препарат самостоятельно.

Должны ли быть гомеопатические препараты в домашней аптечке и какие?

Гомеопатические лекарственные средства являются альтернативными фармакологическими медикаментами официальной медицины. Их можно использовать в качестве вспомогательных методов лечения, однако их прием не исключает полноценную медикаментозную терапию. Для домашней аптечки можно подготовить следующие лекарства:

  • Успокой – успокоительный препарат, предназначен для лечения неврозов. Курс приема составляет 1-2 месяца в дозировке по 1 шт. в день
  • Ирикар – используют для борьбы с аллергией и болезнями кожи. Средство используют наружно на пораженные участки до 3 раз в сутки на протяжении 7-14 дней
  • Коризалия – помогает при насморке и воспалении слизистых оболочек. Медикамент применяют 5 дней по 1 капсуле с интервалом между каждым приемом не менее 3 час.
  • Гирель – назначают при ОРЗ, гриппе и простуде, а также ларингите. Для взрослых рекомендуется принимать по 1 шт. лекарства трижды в день на протяжении 5 дней
  • Мазь ментола или эвкалипта – используют для улучшения сна и устранения неврозов при нанесении на внешние пазухи носа. Также лекарство применяют в качестве отхаркивающего средства и для ингаляций

Какой минимум должен быть в домашней аптечке обязательно в каждой семье: список

Для того чтобы собрать полноценную домашнюю аптечку необходимо использовать ряд тех препаратов и вспомогательных средств, которые можно использовать без назначения врача и для устранения первых симптомов заболеваний. К ним относятся:

  • Лекарства против высокой температуры
  • Капли от насморка
  • Леденцы или пастилки от кашля
  • Аэрозоли от боли в горле
  • Обезболивающие лекарства (общего назначения и от зубной боли)
  • Антисептики


  • Средства для оказания первой помощи при порезах и открытых ранах (стерильные перчатки, вата и бинт, бактерицидный лейкопластырь)
  • Лекарства от диареи
  • Абсорбирующие препараты
  • Таблетки от сердечной недостаточности
  • Мази и кремы от растяжений мышц
  • Средства от ожогов

В чем хранить лекарства в домашней аптечке: контейнер для хранения

Чтобы лекарства не испортились раньше их срока годности, а также упаковка не получила повреждений, важно учитывать следующие правила:

  • Контейнер должен иметь плотную крышку, а также вместительный объем
  • Специальный кейс для лекарств можно приобрести в аптеке, а также на сайтах медицинского оборудования
  • В случае если купить профессиональную тару невозможно, рекомендуем использовать любую коробку, с плотной крышкой без каких-либо запахов
  • Хранить аптечку нужно в темных местах

Как хранить лекарства в домашней аптечке: правила хранения

Для того чтобы препараты не испортились раньше указанного срока годности, а также принесли максимальную пользу важно вооружиться следующими правилами:

  • Медикаменты нельзя хранить в местах с доступом солнечного света
  • Для того чтобы продлить жизнь открытым препаратам, их можно хранить в холодильнике только в том случае, если данная информация содержится на листе-вкладыше производителя
  • Выберите максимально безопасное место, где малыши и животные не смогут достать коробку
  • Наилучшим местом для хранения препаратов является верхняя полка шкафа. Для того чтобы избежать характерного запаха одежды рекомендуем использовать ароматические саше
  • Не позволяйте детям играть с настоящими лекарствами


  • Все медикаменты необходимо хранить в едином месте
  • Регулярно проверяйте сроки годности лекарств, дабы в будущем избежать отравления
  • Не покупайте медикаменты впрок. Приобретите по 1 пластинке каждого препарата
  • Йод, зеленку и прочие препараты с ярким окрасом упаковывайте в отдельную коробку для предотвращения окрашивания поверхностей дома, посуды, мебели и одежды
  • Все лекарства необходимо хранить в заводской упаковке

Аптечка должна быть в каждом доме. Ведь с ее помощью можно не только вовремя остановить кровотечение, продезинфицировать порез или рану, но и улучшить самочувствие во время проявления опасных болезней до приезда бригады скорой помощи.

Лекарственные растения в домашней аптечке. Отвары и настои из лекарственных трав.

ГБОУ «Валуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа - интернат VIII вида»

Предмет - СБО

Класс – 7

Раздел – Медицинская помощь

Тема: Лекарственные растения в домашней аптечке.

Отвары и настои из лекарственных трав.

Цели урока: Формировать знания обучающихся о лекарственных растениях,

их применение.

Формировать умения приготовления настоев и отваров из

лекарственных растений.

Воспитывать навыки безопасной работы с кипятком.

Продолжать работу по подготовке обучающихся к

самостоятельной жизни.

Оборудование: набор лекарственных растений, электроприбор (чайник), кипяток, стаканы, мёд, марля, таблицы, карточки.

Использование ИКТ(компьютер, проектор, экран).

Словарные слова: отвар, настой, подорожник, мать - и – мачеха, зверобой,

ромашка, плоды шиповника.

Ход урока.

Оргмомент.
Повторение пройденного материала. Домашняя аптечка, её состав. Проведение игры: «Собери домашнюю аптечку». Правила применения и назначение средств, входящих в состав домашней аптечки. Беседа: «Вред самолечения».
Сообщение темы и задач урока.
Сообщение теоретических сведений. Демонстрация горчицы, горчичников.

Ставили ли кому горчичники?

Какие у вас были ощущения?

Почему щиплет кожу?

Чем покрыт кусок бумаги?

Вывод: Горчица – это лекарственное растение. Показ её в гербарии.

Какие ещё лекарственные растения знаете?

Кто знает как нужно собирать лекарственные растения, как сушить.

Какие лекарственные растения от чего применяют?


Беседа с учащимися о бережном отношении к лекарственным растениям. Лекарственные растения . (адонис, горицвет, мать-и-мачеха, ландыш и др.) Рассматривание упаковок лекарственных растений. Чтение инструкций, способа применения. Работа с упаковками лекарственных растений. Заполнение таблицы в тетрадях обучающихся.

Буквенное задание на доске. Использование ИКТ.

На доске записан план изготовления отвара из лекарственных трав.

Учащиеся должны расставить всё по порядку, записать шифр в тетрадь.

«Т» - высуши в прохладном, тёмном месте, вдали от солнечных лучей.

«В» - положи в стакан 1 ст. л. высушенной травы.

«О» - собери нужную траву вдали от города и дорог, лучше всего в лесу.

«А» - вскипяти воду.

«Р» - залей кипятком, накрой салфеткой для настаивания на 15-20 минут.

Ключевое слово – ОТВАР.

Практическая деятельность учащихся. Составление плана. Чтение инструкции по приготовлению отвара из шиповника. Определение последовательности приготовление отвара. Практическое приготовление отвара учащимися.

Техника безопасности при работе с электроприборами (чайник), кипятком.


Запись с таблицы рецепта приготовления отвара шиповника.
Беседа с учащимися.

Рассматривание упаковок лекарственных растений, чтение инструкции, способа применения.

Эти растения применяют в виде отваров и настоев.

Растения применяют в виде отваров и настоев.

Отличие отвара и настоя.

Вред лекарственных растений.

Важно! Пользоваться только по назначению и придерживаться инструкции на упаковке.

Составление плана по приготовлению настоя липы. Чтение инструкции. Приготовление настоя. Запись плана в тетрадь.

VI. Работа по таблице: «Время сбора липы и шиповника»



Вопросы к учащимся:

В чём хранят лекарственные растения? Где хранят лекарственные растения? Где можно их купить?

Статья 67 Конституции гласит:

«Граждане РФ обязаны беречь природу, охранять её богатства».

Лекарственные растения срезать ножницами. Брать только в меру. Покупать только в магазине или .

VII. Процеживание и проба липового настоя.

VIII. Запись в тетрадь таблицы: «Время сбора липы и шиповника».

IХ. Закрепление материала.

Х. Подведение итогов урока.

ХI. Домашнее задание: составить рассказ – сообщение о лекарственных

растениях Белгородской области.

Чай с мятой вместо снотворного, настой календулы с ромашкой для полоскания горла, корень солодки от кашля. Обычные цветы и травы, растущие вокруг нас, в борьбе с болезнями нередко оказываются эффективнее таблеток. И даже если вы не поклонник гомеопатии, есть лекарственные растения, которые вам просто необходимы. Давайте узнаем, что должно быть в домашней аптечке.

Универсальные помощники на все случаи жизни

Начнем с трав, которые природой одарены особо щедро. Имея такие под рукой, вы будете защищены от сезонных простуд, проблем пищеварения, внутренних и наружных воспалений. Они помогут успокоиться и нормализовать давление, сохранить чистые сосуды и остановить кровотечение.

  1. Ромашка аптечная – претендент № 1 на место в фитоаптечке

Это признанный природный антисептик, противовоспалительное и антимикробное средство. Чай из цветков расширяет сосуды и снимает головную боль. Ее применяют внутрь и наружно – для полосканий, промывания ран, нарывов, гнойных язв. Если регулярно пить ромашковый чай, можно оздоровить весь желудочно-кишечный тракт, нормализовать обмен веществ, избавиться от запоров. Настоем ромашки умываются, делают из него тоники, лед для кожи.

  1. Календула – проверенное противовоспалительное средство

Для лекарственных целей заготавливают цветочные корзинки. Настои календулы применяют внутрь для усиления желчеотделения, в составе желудочных, почечных, мочегонных сборов . Спиртовой настойкой обрабатывают раны, ссадины, нарывы, так как у календулы хорошие регенерирующие свойства. Кроме лекарственного сырья, в доме желательно иметь мазь календулы для лечения порезов.


  1. Мята – эффективная успокоительная трава

Чай из листиков – болеутоляющее и успокоительное средство, особенно хорошо пить его на ночь. Обладает желчегонным и мочегонным действием, улучшает аппетит, помогает при расстройствах кишечника.

  1. Шиповник – круглогодичный запас витамина C

Плоды этого кустарника богаты витаминами и ценными микроэлементами. Особенно много в них аскорбиновой кислоты (витамин C), витаминов А и Е. Это сильные антиоксиданты, которые помогают бороться со всевозможными болезнетворными агентами. Шиповник рекомендуют заваривать при простудах – для облегчения симптомов, укрепления организма и повышения его сопротивляемости. Также шиповник полезен для лечения малокровия, дает мочегонный и желчегонный эффект.


  1. Софора
Please enable JavaScript to view the

Основой всех рецептов являются травы, корни, ягоды . Поэтому часто возникает вопрос: какие лекарственные травы в домашней аптечке необходимы, и какими свойствами они обладают?

В наше время, когда властительницей в медицине и косметологии стала химия и верим мы только ей, стоит внимательно посмотреть на опыт народной медицины. И очень хорошо, что мы наконец-то поворачиваемся к ней лицом, начинаем изучать народную медицину и использовать на практике ее косметику и методы лечения. Вдвойне приятно, что традиционная медицина тоже внедряет в практическое лечение рецепты народных целителей.

Июнь и июль — это самые лучшие месяцы для заготовки компонентов вашей домашней зеленой аптечки. Собирать травы нужно непременно сухим, теплым, солнечным днем. Собранные растения не смешивайте, держите в отдельных торбочках.

Придя домой, разложите все собранное на чистом сухом полотенце или досках. Не используйте для этого газету, типографская краска испортит траву. Сушить травы следует в тени на продуваемом сквозняком месте. Если есть чердак — лучшего места не найти.

Для сушки трав допускается использовать духовку газовой плиты: нужно сделать слабенький огонек, часто перемешивать зелень и следить чтобы она не пересохла.

Каждый вид растений положите отдельно в полотняную торбочку, подпишите какое это растение и когда оно собрано. Храните в подвешенном виде в сухом прохладном месте.

Перечень лекарственных трав в домашней аптечке

Ромашка

Это уникальное лекарственное растение широко применяется для лечения и профилактики воспалительных процессов, снятия болей в желудке и кишечнике, для полоскания носоглотки и зубов, включая зубные протезы цены на которые можно узнать, если пройти по ссылке. Ромашка прекрасно очищает гнойные раны и успешно борется с инфекционным поражением различной локализации.

Зверобой

Входит в состав различных сборов. Применяется для снятия болей в желудке и кишечнике при язвах, колитах, воспалениях различной этиологии, спокаивает нервную систему.

Хвощ полевой

Лечит множество внутренних болезней в том числе мочевыделительные органы, особенно эффективен при почечных заболеваниях.

Пустырник и боярышник

Эффективно лечат нервную систему, входят в состав сердечно-сосудистых для регулирования давления и улучшения работы сердца. Применяются при неврозах как успокаивающие травы, весьма эффективны при стенокардии.

Василек

Мочегонное средство, как приложение к настойкам, которые помогают при различных заболеваниях почек.

Календула

Цветы календулы входят в состав сборов при лечении желудка, печени, почек. Календула обладает ярким противовоспалительныи и антисептическим действием.

Крапива

Применяется при различных кровотечениях, повышает свертываемость крови, очищает ее и улучшает состав крови. Часто применяется при гинекологических заболеваниях, а также в домашней косметике для ухода за волосами и кожей лица.

Березовые почки

Конспект урока по «Окружающему миру»

2 класс

Тема: «Растения в домашней аптечке»

Используемые технологии:

Технология сотрудничества;

ИКТ;

    игровая;

учитель начальных классов

ГБОУ школа №212 Фрунзенского района

Цели урока :

1.Сформировать знания о многообразии лекарственных растений и способах их применения человеком.

2.Познакомить с рецептами лекарственных средств, применяемых для лечения некоторых заболеваний

3. Выяснить правила сбора лекарственных растений.

4.Продолжить знакомство со способами укрепления здоровья.

5. Развивать экологическую культуру младших школьников, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: презентация к уроку, образцы лек.растений(гербарий), карточки для индивидуальной, парной, групповой работы.

Используемые технологии:

Технология критического мышления;

Технология сотрудничества;

ИКТ;

    игровая

Ход урока.

I.Организационный момент.

Отгадайте загадку:

Желтые глазки в белых ресничках,

Людям на радость, пчёлкам и птичкам.

Землю собою они украшают,

На лепестках их порою гадают

Бабочки любят их, любят букашки

Эти цветочки зовутся… (Ромашки)

(Детям раздаются ромашки из бумаги с 5 лепестками)

II. Актуализация знаний, постановка проблемы, затруднения.

1.Целеполагание

- Ребята, вы когда - нибудь играли в больницу? Вот и сегодня мы поиграем. Представьте, что ваши любимые игрушки-зверята заболели. Что срочно необходимо делать?

Вспомните, чем лечил больных зверей добрый доктор Айболит?

- Кто расскажет, как у него дома лечат больное горло, кашель, простуду?

Что мама ваша делает, когда вы болеете? (идет в аптеку, дает лекарства, вызывает врача)

Где берет мама лекарства?(в аптеке)

Что такое аптека? Где об аптеке можно узнать? (у взрослых, из словаря, из интернета и т.д.)

Аптека - это учреждение, в котором продаются (или изоготавливаются лекарства, лечебные средства). Это набор лекарств для оказания первой помощи, шкафчик или коробочка с таким набором. Бывает дорожная аптечка, лесная аптека

Кто догадался, о чем же будем говорить на уроке? Что мы узнаем и чему научимся?

Что бы вы хотели узнать согласно нашей теме? Какие цели поставим?

    познакомимся с тем, как появились лекарственные растения;

    какие бывают лекарственные растения;

    узнаем все ли части растений будут лекарственными;

    узнаем как собирают лекарственные растения;

    подберем лечение для наших больных.

III. Решение учебной задачи.

Лекарственные растения были известны человеку с давних времен. Люди обращали внимание на то, что животные с жадностью поедали некоторые растения. И человек постепенно начал собирать эти травы и сушить. Занимаясь сбором плодов,кореньев и трав, человек пытался с их помощью избавиться от страданий, которые причиняли ему различные болезни. Люди передавали сведения о таких растениях из поколения в поколение, сочиняли про них легенды и мифы. Еще в больших городах, таких как Москва и Санкт Петербург разводили так называемые АПТЕКАРСКИЕ ОГОРОДЫ, где выращивали различные лекарственные растения, чтобы лечиться ими. Лекарственные растения получили название ЗЕЛЕНОЙ АПТЕКИ.

Вернёмся к нашей цели, что же мы узнали? (историю возникновения лекарственных растений растений) (на каждом этапе урока проводится самооценка. На полученной заранее ромашке с 5 лепестками и при закреплении каждого этапа раскрашивают лепесток в зеленый, желтый или красные цвета)

Какой же наш следующий шаг?(узнаем, какие бывают лекарственные растения)

Предлагаю поработать в группах. Обсудите лекарственные растения из домашних аптечек, попробуйте оформить это в табличку:

название

применение

Проверка. Самооценка своей деятельности.(лепесток)

Как вы думаете о всех ли лекарственных растениях вы рассказали? (нет)

А почему?(мало пока знаем)

А как же будем лечить больных зверей?(нужно узнать больше)

Откуда мы это сможем узнать? (у взрослых, из учебника, из книг, из интернета и т.д.)

Предлагаю открыть учебник.

Прочтите названия растений.

Я вам приготовила интересную информацию -думала, чем вас удивить, чтобы вы больше захотели узнать о лекарственных растениях -и нашла ЛЕГЕНДУ.

-Что такое легенда? (рассказ, предание о каком-либо событии) Садитесь удобнее. Я нашла легенду о б одном растении -лекарственном мать -и мачехе.

-Кто такая мать? (женщина по отношению к своим детям)

-А кто такая мачеха? (жена отца по отношению к его детям, неродная мать)

Одна злая женщина задумала погубить дочку своего мужа, потому что не хотела, чтобы он ходил встречаться с ней и своей бывшей женой. Заманила она ее к обрыву и столкнула с него. Тем времeнем мать, обнаружив пропажу девочки, бросилась ее искать, но опоздала: девочка уже не дышала. Бросилась мать на мачеху и, сцепившись, полетели они на дно оврага. А на следующий день покрыло склоны его растение, листья которого с одной стороны были мягкие, а с другой стороны жесткие, и возвышались над ними маленькие желтые цветки, напоминавшие светлые волосы девочки.

Теперь давайте откройте рабочие тетради. Вот перед вами образцы лекарственных растений, которые даны в учебнике. Вы должны рассмотреть эти образцы и догадаться, какие части используют для лечения

Понравилось? Самооценка своей деятельности.(лепесток)

IV.Физминутка и самооценка

В природе существует много растений, которые человек назвал лекарственными.

Почему их так назвали люди?

Где их можно приобрести?

А в аптеку как они попадают?

А кто их собирает?

Какие люди их собирают?(знающие)

Какой же наш следующий этап работы?

Узнаем как собирают лекарственные растения.

Где это можно узнать?

Для чего нам это нужно?

Впереди лето, у вас у всех есть возможность собрать свою небольшую коллекцию. Но как вы думаете, что надо знать, прежде чем собирать лек. растения?

Мы теперь будем работать по карточкам.

Какая работа нам предстоит?(соотнести или составить правила

1.СОБИРАТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ ДОЛЖЕН

КАЖДОЕ РАСТЕНИЕ НУЖНО КЛАСТЬ ОТДЕЛЬНО ОТ ДРУГОГО, ИСПОЛЬЗУЯ ПОЛОТНЯНЫЕ МЕШОЧКИ

2.ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

ОКОЛО ШОССЕ, ДОРОГИ, ТРАССЫ

3.ПРИ СБОРЕ

ЗНАЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК. ОН ДОЛЖЕН РАЗЛИЧАТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ И ЗНАТЬ, ЧТО У ЭТОГО РАСТЕНИЯ НАДО ВЗЯТЬ: ЛИСТ, КОРЕНЬ ИЛИ СОЦВЕТИЕ.

4.ПРИ СБОРЕ

РАСТЕНИЯ, ЗАНЕСЁННЫЕ В КРАСНУЮ КНИГУ.

5.НЕЛЬЗЯ СОБИРАТЬ

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

НАДО ВЗЯТЬ СТОЛЬКО, СКОЛЬКО НУЖНО

6.НЕ НУЖНО БРАТЬ

СОБИРАЮТ ТОГДА, КОГДА В НЁМ МНОГО АКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ.

Сверка с эталоном.

Самооценка своей деятельности .(лепесток)

Что нам еще осталось сделать? Подобрать лечение для своего друга. Давайте вернемся в нашу игрушечную больницу. Вспомните, на что жаловались ваши больные? Значит нам нужно найти средства против кашля, боли в горле. простуде и порезах. Послушайте, для чего используют растения, с которыми вы познакомились и попробуйте подобрать лечение для них. Я буду читать текст в учебнике. А вы по мере чтения выбираете место, в котором записано растение, которое подходит для лечения вашего друга.

V.Итог урока. Рефлексия.

Ребята, давайте вспомним, какая тема была у нас на уроке?

Что мы хотели узнать? Какая была цель нашего урока?

Продолжите. Я УЗНАЛ(А)…………………………..

Какое лекарственное растение нам помогало на уроке? (ромашка)

Д/з (на выбор )- подготовить сообщение о лекарственном растении, которое вы еще не знаете, о котором не говорили.

Приготовьте рецепт от какого либо недуга(болезни) с использование лекарственного растения.

Покажите ваши цветочки- те, у кого больше зелёных лепестков -хорошо поработали, у кого все зелёные лепестки- молодцы.