Специальное аудиторское задание. Аудиторская проверка по специальным аудиторским заданиям Аудит по заданию

Под специальным аудиторским заданием понимается оказание установленных договором с аудиторской организацией услуг по проверке специальной отчетности организации, отличной от официальной бухгалтерской отчетности.
Такая проверка может включать:
- аудит отдельных статей бухгалтерской отчетности;
- оценку состояния имущества;
- аудит использования капитала;
- аудит целевого использования средств и другие вопросы, непосредственно связанные с финансово-хозяйственной деятельностью проверяемой организации.
Специальное аудиторское задание может быть обязательным и инициативным.
Обязательное специальное аудиторское задание выполняется по поручению государственных органов в случаях, предусмотренных законодательством (имеется в виду аудит по заданию государственных правоохранительных органов, арбитражных судов, контрольных и ревизионных подразделений Минфина России и др.).
Инициативное аудиторское задание выполняется во всех остальных случаях.
Содержание, характер и объем работы, выполняемой аудиторской организацией по специальному аудиторскому заданию, зависит от обстоятельств, связанных с возникновением необходимости оказания данной услуги.
Планируя выполнение специального задания, аудиторская организация должна иметь представление, для каких целей необходимо лицу, поручившему (заказавшему) выполнение работы, заключение по специальным аудиторским заданиям, а также определить возможный состав и круг лиц, которые будут знакомиться с ним.
Во избежание возможного использования заключения по специальным заданиям в непредусмотренных целях аудиторская организация может указать, для чего оно подготовлено. Также устанавливаются ограничения на ознакомление с ним иного круга лиц.
Итоговая часть заключения должна содержать окончательное мнение аудиторской организации по вопросам, сформулированным в специальном аудиторском задании.
В текст аналитической части заключения по специальным аудиторским заданиям при необходимости включаются графики, таблицы, итоги сверки документации и т.д. Эти материалы могут быть оформлены в виде приложений к заключению. В тексте заключения на приложения делаются ссылки, а сами они рассматриваются как составная часть заключения.
Аудиторское заключение по специальному аудиторскому заданию является обобщающей финансовой информацией. Целью аудита по специальному заданию может быть:
- проверка бухгалтерского и налогового учета по начислению и возмещению НДС;
- проверка бухгалтерской отчетности, бухгалтерских регистров, налогового учета налогооблагаемой прибыли;
- проверка обоснования распределения прибыли;
- проверка целевого использования средств;
- проверка дебиторской и кредиторской задолженности;
- экономическая экспертиза договоров, регулирующих гражданско-правовые отношения, и т.д.

Аудит по специальным заданиям даёт возможность руководителю компании заказывать аудит отдельного проекта или задания, а не масштабного исследования деятельности предприятия, что позволяет сэкономить время и деньги. Такими заданиями могут стать состояние кредиторской и дебиторской задолженности, состояние и наличие материально-производственных запасов, отдельные показатели бухгалтерской отчётности, основные средства.

Аудит по специальным заданиям может быть обязательным и инициативным. Обязательный аудит по специальным заданиям выполняется в случаях, предусмотренных законодательством РФ, инициативный — во всех прочих случаях.

Аудит по специальным заданиям может включать:

  • анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей;
  • экономическое и финансовое консультирование;
  • управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций;
  • разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов.

Под специальным аудиторским заданием понимается оказание установленных договором с аудиторской организацией услуг по проверке специальной отчётности экономического субъекта, отличной от официальной бухгалтерской отчётности, включая проверку специальной отчётности об отдельных статьях бухгалтерской отчётности, качественном состоянии имущества, использовании капитала и по другим вопросам, непосредственно связанным с финансово — хозяйственной деятельностью экономического субъекта.

  • необходимость подтвердить точность распределения прибыли при начислении дивидендов после реализации; подтверждение сумм понесённых убытков при судебных разбирательствах;
  • сомнение в верности отражения различных операций в бухгалтерском учёте;
  • расчёт действительной стоимости доли в ООО при решении вопросов о наследовании и т. д..

В результате проведения аудита по специальным заданиям выявляются причины, которые препятствуют реализации возможностей организации и разрабатываются рекомендаций по их ликвидации. Вся полученная информация, конфиденциальность которой мы гарантируем, оформляется в виде подробного отчёта, описывающего проведённые процедуры по аудиту.

Аудит сделок

Аудит сделок представляет собой всестороннюю независимую проверку договоров, которые были заключены с поставщиками услуг. В первую очередь, данный вид аудита направлен на осуществление контроля над расходованием денежных средств предприятия.

Аудит сделок тесно связан с таким направлением, как управление тендерами. Тендер — это процедура, связанная с выбором наиболее оптимального поставщика из нескольких. Как правило, заключению большинства хозяйственных договоров предшествует стадия проведения тендера. Именно аудит сделок позволяет оценить, насколько ответственно сотрудники предприятия подходят к данной стадии. В рамках тендерного контроля осуществляются следующие мероприятия:

  1. Проверка фактов проведения тендеров (а были ли они на самом деле?).
  2. Проверка фактов привлечения в процесс тендера нескольких поставщиков услуг (действительно ли делался выбор из нескольких?).
  3. Оценка стоимости услуг, которые предлагает победитель тендера (действительно ли было выбрано одно из лучших рыночных предложений?).

Внутренние службы предприятия используют аудит сделок в качестве инструмента управления закупками, который позволяет решать следующие важные бизнес-задачи:

  1. Контроль качества продукции.
  2. Получение выгодных цен.
  3. Сокращение уровня издержек.
  4. Оптимизация системы управления рисками.

Важнейшая функция аудита сделок заключается в расследовании экономических правонарушений. Следует отметить, что наряду с внешними консультантами оценку контрактов могут проводить федеральные службы и другие государственные структуры.

Проведение внешнего аудита сделок осуществляется аудиторскими компаниями и государственными инспекциями. Если рассматривать внутреннюю экспертизу, то она, соответственно, инициируется внутренними подразделениями юридического лица.

На практике используются два различных подхода к аудиту сделок. Первый подход — экспертиза до совершения сделки, то есть предварительный аудит. Второй подход — экспертиза уже заключенных сделок.

В соответствии с МСА 800 «Аудиторский отчет (заключение) по специальным аудиторским заданиям», специальными заданиями, по которым составляется аудиторское заключение, считаются:

  • * аудит финансовой отчетности, подготовленной на основе общепринятых стандартов учета, отличных от МСФО и национальных стандартов учета;
  • * аудиторская проверка только в отношении части финансовой отчетности (отдельных форм, сальдо, элементов сальдо);
  • * задание, целью которого была проверка условий договоров;
  • * аудит обобщенной финансовой отчетности (например, за ряд смежных лет).

Выполнение обзорных проверок, согласованных процедур или заданий по компиляции не подпадает под МСА 800 и регулируется отдельными стандартами.

По смыслу и методике исполнения специальные задания не сильно отличаются от традиционного аудита. Точно так же, как и в аудите аудитор получает доказательства, на которых основывает свое мнение относительно объекта специального задания. Мнение это отражается в письменном виде в заключении по специальному заданию.

Основные отличия от общего аудита заключаются в характере изучаемой отчетности (или иной информации), в целях специального задания и в круге пользователей отчета аудитора.

Соответственно, в документах о проведении специального аудиторского задания должны быть отражены все особенности задания. Так, в договоре на проведение специального задания (или в письме о проведении задания) должны быть точно отражены характер, временные рамки и объем задания, а также форма и содержание отчета аудитора по заданию. И аудитор, и проверяемая организация должны четко согласовывать цели проведения специального задания и потенциальных пользователей отчета аудитора. Возможно, аудитор сочтет необходимым включить в отчет какие-либо ограничения по его распространению и использованию.

Структура отчета по специальному заданию аналогична структуре аудиторского заключения:

  • * название, которое должно отражать характер специального задания и при необходимости независимость аудитора;
  • * адресат (адресаты);
  • * вводный абзац, характеризующий проаудированную финансовую информацию, ответственность руководства организации и ответственность аудитора;
  • * абзац, описывающий характер и объем задания, содержащий ссылки на применимые МСА и использованные национальные стандарты аудита, а также описание работы, проделанной аудитором;
  • * абзац, содержащий мнение аудитора о проаудированной финансовой информации;
  • * дата отчета;
  • * адрес аудитора;

Однако национальное законодательство может предписывать иной формат для аудиторского заключения, не обязательно согласующийся с МСА 800. В этом случае аудитор должен оценить возможность внесения в национальную форму дополнений или корректировок для приведения ее в соответствие с МСА или составить два отдельных отчета.

Как один из видов специальных заданий МСА 800 рассматривает аудит финансовой отчетности, подготовленной на основе общепринятых стандартов учета, отличных от МСФО и национальных стандартов учета.

Общепринятые стандарты учета - это общепринятый комплекс критериев, используемых при подготовке финансовой отчетности, применимых ко всем существенным аспектам. Свод обычаев бухгалтерского учета, призванных удовлетворять интересы отдельных пользователей, не является общепринятыми стандартами учета. В качестве примера общепринятых стандартов можно привести правила, используемые для подготовки налоговой отчетности, или правила, установленные специальным государственным регулирующим органом (например, Комиссией по ценным бумагам).

Соответственно, аудитор в своем отчете отразит применимые общепринятые стандарты учета и соответствие отчетности им во всех существенных аспектах. Модификация мнения будет осуществляться по обстоятельствам.

К специальным заданиям согласно МСА 800 относится также аудиторская проверка только в отношении части финансовой отчетности (отдельных форм, сальдо синтетических и аналитических счетов). Организация может заказать выражение мнения по одному или нескольким компонентам финансовой отчетности (например, аудит запасов, аудит расчетов с сотрудниками). Этот тип задания может быть осуществлен как отдельно, так и как часть аудита финансовой отчетности. В то же время следует помнить, что элементы финансовой отчетности взаимосвязаны, и рассмотреть объект аудита отдельно от остальных элементов не всегда возможно. Поэтому аудитору необходимо определить наличие взаимосвязей между элементами, которые могут существенно повлиять на информацию, о которой будет выражено мнение, и только тогда оценить предполагаемый объем работ. Существенность в этом случае будет определяться в отношении проверяемых элементов -- а поскольку уровень существенности будет значительно ниже, то в поле зрения аудитора попадет больше фактов по данному элементу, чем при общем аудите.

В своем заключении аудитору следует выделить, в соответствии с какими общепринятыми стандартами представлена отчетность. Мнение аудитора отразит, подготовлен ли элемент во всех существенных отношениях в соответствии с общепринятыми стандартами учета.

Если в аудиторском заключении по всей отчетности в целом выражено отрицательное мнение или аудитор отказался от выражения мнения, в отношении отдельных элементов мнение следует выражать, если только эти элементы несущественны относительно финансовой отчетности. В противном случае заключение по отдельным элементам может перевесить заключение по отчетности в целом.

Задание, целью которого была проверка условий договоров, также относится к специальным заданиям. Организация может заказать у аудитора проверку соблюдения определенных условий договоров (экспертизу договоров). Объектами такой проверки будет являться большое количество дополнительных соглашений (например, порядок и график уплаты процентов). Аудитор может принять такое задание, только если основные его аспекты связаны с бухгалтерскими и финансовыми вопросами, входящими в компетенцию аудитора. Впрочем, если отдельные вопросы задания будут выходить за пределы компетенции аудитора, он может (с согласия клиента) привлечь к участию в проверке эксперта.

В отчете аудитору следует указать, исполняет ли организация, по его мнению, положения договоров.

Еще один вид специальных заданий -- аудит обобщенной финансовой отчетности (например, за ряд смежных лет). Для информирования некоторых групп пользователей, которым интересны только общие аспекты финансового положения организации или результатов ее деятельности, компания может подготовить обобщенную отчетность. Поскольку она значительно менее детализирована, чем полная финансовая отчетность, ее аудит может быть затруднен. Поэтому МСА 800 запрещает аудитору выражать мнение об обобщенной отчетности, кроме случаев, когда он же проаудировал исходную финансовую отчетность.

Более того, обычный для аудиторского заключения оборот «финансовая отчетность дает достоверное представление во всех существенных отношениях» в заключении по обобщенной отчетности использоваться не должен.

Кроме того, структура аудиторского заключения видоизменяется и выглядит следующим образом:

  • * название, которое должно отражать обобщенный характер проаудированной отчетности;
  • * адресат (ы);
  • * описание проаудированной финансовой отчетности, являющейся базой для формирования обобщенной отчетности;
  • * указание даты аудиторского заключения по исходной отчетности и вида выраженного в нем мнения;
  • * мнение аудитора относительно того, согласуется ли обобщенная отчетность с исходной финансовой отчетностью;
  • * ссылка на пояснительную записку, где указано, что для лучшего понимания результатов деятельности и финансового положения организации обобщенная отчетность должна рассматриваться совместно с исходной финансовой отчетностью;
  • * дата аудиторского заключения;
  • * адрес аудитора;
  • * подпись и иные реквизиты аудитора.

Контрольные вопросы

  • 1. Что представляет собой аудиторское заключение?
  • 2. Какие виды аудиторского мнения могут быть выражены в соответствии с МСА?
  • 3. Назовите основные элементы аудиторского заключения.
  • 4. Чем аудиторские заключения по специальным заданиям отличаются от аудиторских заключений по общему аудиту?

аудит стандарт бухгалтер отчетность

Под специальным аудиторским заданием понимается оказание установленных договором с аудиторской организацией услуг по проверке специальной отчетности организации, отличной от официальной бухгалтерской отчетности.

Такая проверка может включать:

Аудит отдельных статей бухгалтерской отчетности;

Оценку состояния имущества;

Аудит использования капитала;

Аудит целевого использования средств и другие вопросы, непосредственно связанные с финансово-хозяйственной деятельностью проверяемой организации.

Специальное аудиторское задание может быть обязательным и инициативным.

Обязательное специальное аудиторское задание выполняется по поручению государственных органов в случаях, предусмотренных законодательством (имеется в виду аудит по заданию государственных правоохранительных органов, арбитражных судов, контрольных и ревизионных подразделений Минфина России и др.).

Инициативное аудиторское задание выполняется во всех остальных случаях.

Планируя выполнение специального задания, аудиторская организация должна иметь представление, для каких целей необходимо лицу, поручившему (заказавшему) выполнение работы, заключение по специальным аудиторским заданиям, а также определить возможный состав и круг лиц, которые будут знакомиться с ним.

Во избежание возможного использования заключения по специальным заданиям в непредусмотренных целях аудиторская организация может указать, для чего оно подготовлено. Также устанавливаются ограничения на ознакомление с ним иного круга лиц.

Итоговая часть заключения должна содержать окончательное мнение аудиторской организации по вопросам, сформулированным в специальном аудиторском задании.

В текст аналитической части заключения по специальным аудиторским заданиям при необходимости включаются графики, таблицы, итоги сверки документации и т.д. Эти материалы могут быть оформлены в виде приложений к заключению. В тексте заключения на приложения делаются ссылки, а сами они рассматриваются как составная часть заключения.

Аудиторское заключение по специальному аудиторскому заданию является обобщающей финансовой информацией. Целью аудита по специальному заданию может быть:

Проверка бухгалтерского и налогового учета по начислению и возмещению НДС;

Проверка бухгалтерской отчетности, бухгалтерских регистров, налогового учета налогооблагаемой прибыли;

Проверка обоснования распределения прибыли;

Проверка целевого использования средств;

Проверка дебиторской и кредиторской задолженности;

Экономическая экспертиза договоров, регулирующих гражданско-правовые отношения, и т.д.


Контроль качества аудита

ФЗ «Об аудиторской деятельности» предусмотрены три уровня качества аудита, два из которых являются внешним, а третий – внутренним.

Система проверки качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций внешними проверяющими устанавливается Уполномоченным фед. законом.

Для обеспечения качества аудиторской деятельности осуществляется ее предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительно выполняются:

¾ На стадии аттестации аудитор и аудиторских организаций

¾ Текущий контроль осуществляется по двум направлениям:

а) контроль отдельных аудиторских проверок

б) общий контроль качества аудита.

Контроль отдельных аудиторских проверок предполагает:

¾ Обеспечение независимости

¾ Компетенции аудитора

¾ Текущий контроль их работы

¾ Знание наиболее проблемных вопросов бухучета клиента, проверку выполненной работы с точки зрения ее соответствия стандартам, достаточности документации и достижение целей аудита.

Общий контроль качества аудита базируется на определенных личных качествах аудитора, обоснованном распределении работы между членами группы аудиторов и надзоре за работой аудитора.

В соответствии с требованиями Ф С № 7 «Внутренний контроль качества аудита» в каждой аудиторской организации должна быть создана внутрифирменная система контроля качества работы.

Особенности зависят от размера аудиторской организации, ее специализированности, организационной структуры, наличия филиалов и подразделений.

Руководитель аудиторской организации обязан утверждать до начала проверки руководителя проверки, старших аудиторов и отразить это в общем плане аудита.

Последующий контроль, в соответствии с Законодательством возложен на уполномоченный федеральный орган, которым является Министерство финансов.

Министерство финансов может проводить такие проверки своими силами или делегировать право проверки аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям в отношении участников этих объединений.

Внутренний контроль качества, так же как и внешний, включает три вида контроля: предварительный, текущий и последующий.

Предварительный внутр. контроль осуществляется при подготовке общего плана, расчете затрат времени на проведение аудита. Основным средством передачи исполнителям направляющих указаний служит программа аудита.

Текущий внутренний контроль работы исполнителей включает элементы руководящих указаний и проверки выполненной работы.

Последующий внутренний контроль состоит в проверке результатов работы, выполненной каждым исполнителем.