Для чего нужны четки в православии. Православные четки - символ веры и украшение

Здравствуйте, друзья и читатели моего блога! С вами вновь Руслан Цвиркун и сегодня поговорим о том, зачем нужны четки для медитации, как правильно перебирать или крутить четки при повторении джапа мантры, и как сделать их своими руками. По меньшей мере несколько тысяч лет люди используют их в своей практике, и нет точной даты их появления, но несомненно их польза очень велика.

Четки — это духовный атрибут многих традиций и культур мира. По праву можно отнести происхождение четок к Ведической (древней индийской) культуре, именно оттуда зародилась традиция повторять мантры и молитвы на четках. Далее традиция распространилась и в другие течения, такие как буддизм, ислам, а так же христианство, в частности католики, православные, и другие.
В каждой культуре или традиции четкам придают разное значение, но по сути предназначение у них одно — это повторять на них различные мантры и молитвы.

Четки являются неотъемлемой частью при джапа медитации, и при повторении некоторых других мантр. Повторяя мантры или молитвы, в разных традициях принято отсчитывать их количество. Сложно быть сосредоточенным и одновременно в уме отсчитывать необходимое количество повторяемых мантр, а четки как раз таки служат для этих целей, чтобы подсчет не отвлекал нас на это. Просто перекидываем бусинки и производим таким образом счет.

Помимо того, что на четках удобно отсчитывать количество повторяемых мантр, так же четки служат еще для того, чтобы задействовать в медитации чувство осязания. Держа бусинку между пальцев мы как бы соприкасаемся с мантрой или молитвой и таким образом медитация становится более сосредоточенной .

Повторяя Мантру в слух мы занимаем в медитации свой язык, голос, уши и слух. Размышляя над смыслом мантры — мы занимаем свой Ум и Разум. Сидя с прямой спиной в , либо в других , мы занимаем свое тело в медитации. Если повторять мантру при ходьбе, то так же можно сделать это медитативным процессом. Благодаря четкам, мы задействуем дополнительно свои пальцы и чувство осязания.

Сколько бусин в четка

Традиционно четки имеют в своем количестве 108 бусин. Иногда их делают 54 бусины, 36, 27, либо 9. Эти количества бусинок являются кратными числа 108.

Значение 108 бусин в четках

108 — это сакральное число и у него много эзотерических значений. Одно из них — бесконечность. Так же существует:

  • 108 главных Упанишад (Ведические писания);
  • 108 главных имен Бога;
  • 108 главных гопи (преданные Господа);
  • в Ведической астрологии 12 домов и 9 планет, 12×9=108;
  • Священная река Ганга охватывает 12 градусов долготы (79 до 91) и 9 градусов широты (22 до 31) 12×9=108.

Существуют также и другие значения этого числа.

В четках из 108 бусин есть и 109 бусина, которая называется бусина Бога, а также ее называют бусина Меру (самая высокая гора описанная в Ведах) или бусина Гуру (духовного учителя) .

Бусина Меру соединяет собой кольцо в четках и на ней не повторяют мантру и не перешагивают через нее.

Обычно ее делают больше по размеру чем бусины четок, иногда делают 2 или 3 бусины вместе. На фото она выглядит вот таким образом.

Четки — это духовный предмет, и его необходимо держать в чистоте. Также не принято демонстрировать в открытую свою медитацию на четках.

Медитация, или молитва — достаточно сокровенный процесс. Поэтому во время перебирания четок и повторения мантры целесообразно держать четки скрытыми от посторонних глаз.
Мешочек для четок прекрасно справляется с этой задачей. Мешочек для четок можно купить готовый либо сшить самому. В традиционных мешочках предусмотрено отверстие для указательного пальца, которым обычно не касаются бусин.

На фото мешочек для четок

Как сделать четки своими руками

Чтобы изготовить четки для медитации своими руками, возьмите 108 бусин из
дерева либо другого материала и длинную нить от 3х до 5-и метров. Луше использовать нейлоновую либо капроновую нить, чтобы ваши четки не порвались.

Отступите примерно 20-25 сантиметров от конца нити и завяжите на ней первый узел. Узел должен быть такого размера, чтобы он не проваливался через отверстие бусинки. Нанизав первую бусину завяжите после нее узел и нанижите следующую. После каждой бусинки завязывайте узел.
Нанизав все 108 бусин и завязав последний узелок у вас получилась нить с бусинами, теперь возьмите 109 большую бусину и проденьте в нее оба конца ваших четок и завяжите узелок. Все, четки для медитации готовы.

Разновидности четок

Традиционно четки делают из дерева, либо семян растений. Так же используют драгоценные и полудрагоценные камни. Но мое мнение, что это излишество. Четки в первую очередь служат для сосредоточенности во время медитации, и уменьшению привязанности к материальным вещам этого мира через медитацию. Драгоценные камни будут же только увеличивать ложное эго и все больше привязывать к материальным вещам.

Вообще существует очень огромный выбор четок из всевозможных материалов:

  • священное дерево Туласи;
  • священное дерево Ним;
  • семена Рудракши;
  • семена Лотоса;
  • можжевельник;
  • красный коралл;
  • темно-синий лазурит;
  • сандал;
  • жемчуг;
  • нефрит;
  • горный хрусталь;
  • серебро;
  • золото;
  • медь;
  • янтарь;
  • дерево боддхи;
  • и даже кости и черепа людей и животных.

Вайшнавские четки

Вайшнавы повторяют мантры преимущественно на четках из Туласи или Нима.

В Индии выбор четок просто огромен, глаза могут разбежаться от разных размеров и форм. Это фото я сделал в одном из Священных мест Вриндавана

Четки Шивы

Последователи Шивы использую четки из семян рудракши

Буддийские и тибетские четки

Буддийские и тибетские четки изготавливают из всех вышеперечисленных материалов, отдавая предпочтение дереву боддха, сандалу и можжевельнику.
Считается, что можжевельник, красный коралл и темно-синий лазурит отпугивает духов. В Тибете распространены четки из человеческих костей и костей животных. Кости там доступны в связи с тибетским ритуалом захоронения. Тело не сжигают и не закапывают, а отдают на съедение птицам.

Джапа Мала или как правильно читать мантру на четках

По другому четки так же называют «Мала», это санскритский термин, что дословно значит «гирлянда».

Техника медитации на четках

Возьмите первую бусину следующую за большой бусиной Меру, большим и средним пальцем правой руки. Указательный палец отведите в сторону.
Левой рукой не повторяют мантры и молитвы, так как она считается не чистой.
Повторив один раз мантру передвиньте четки на себя взяв вторую бусину и снова повторив мантру и так далее пока не прочитаете мантру на каждой бусине.

Дойдя до 108 бусины и прочитав мантру на последней бусинке вы тем самым закончите один круг Джапы. Разверните четки в обратном направлении не перешагивая через 109 бусину Меру, последняя бусина в таком случае теперь становится первой и можете продолжить Джапа медитацию дальше.

Вторую руку при желании, можно поместить в или другую мудру по выбору.
Нет строгих правил и предписаний в количестве повторяемых мантр на четках, у каждого это могут быть индивидуальные стандарты. Некоторые люди дают обеты повторять определенное количество кругов на четках, все зависит от ваших желаний и устремлений.

Как правильно пользоваться и хранить четки

Используйте ваши четки (Малу) по назначению. Это не сувенир и не украшение для автомобиля. Как я уже говорил выше — четки предназначены для медитации и молитв.
Храните вашу Малу(четки) в чистоте. Есть определенные принципы, которым желательно следовать если вы используете в своей медитации четки. Эти принципы касаются правильного хранения и использования четок.

Не рекомендуется использовать четки грязными руками. Руки считаются нечистыми, после еды, после туалета или после соприкосновения с нечистыми предметами. В этом случае необходимо очистить руки водой и только после этого браться четки.

Не заносите четки в туалет, так как туалет считается нечистым местом и Джапа Мала таким образом оскверняется.
Не демонстрируйте всем свои четки — это достаточно сокровенный предмет.

В видео, как правильно перебирать и крутить четки во время повторения мантры.

На этом все, на новости блога, чтобы ничего не пропустить.

С Уважением и наилучшими пожеланиями,

Четки представляют собой довольно важный, хоть и вспомогательный, атрибут во многих мировых религиях, в том числе и в православии. Основным их предназначением является подсчет произнесенных молитв и сделанных поклонов.

Внешне они похожи на бусы, нанизанные на нить, которые чередуются с более крупными бусинками, и обязательно имеют в своем содержании крест. Изготавливают их в основном из слоновой кости, дерева, иногда стекла и янтаря, а так же бывают и случаи использования других материалов.

История четок

В далекие времена, когда христианство только зарождалось, многие последователи уходили в пустыни, как можно дальше от суеты мира, что бы скрыть свою веру и посвятить свои жизни непрестанной молитве Господу. Люди эти в своем большинстве не обладали грамотой, и потому, что бы облегчить чтение Псалтыря, в котором насчитывается 150 псалмов, они стали использовать веревки, завязанные в узелки; еще одним вариантом было навязывание злаковых зерен на нить. Таким образом, сформировались первые христианские четки.

Молящиеся используют это изделие для полного сосредоточения на прочесе молитвы, что бы погружаться в процесс не только умом, но и телом. Существует древнее предание, по которому Богородица явилась одному человеку, что истинно верил, и сказала, что маленькие зерна необходимо разделить по 10 более крупными. Уже в тринадцатом веке зерна были заменены бусинами.

На сегодняшний день известны немало чудес, что были совершенны благодаря использованию четок православных молитвенников. Так, однажды один человек обратился за помощью к старцу Порфирию Кавсокаливиту, что бы тот помог облегчить страдания близкого ему человека, что был болен раком. Старец дал человеку свои четки, которые потом были переданы больному, и, спустя недолгое время, больной получил исцеление.

Значение четок

Наверняка Вы неоднократно пытались понять, зачем нужны четки. Наиболее часто их используют в монашестве. В православии значение четок куда больше, нежели простой подсчет молитв; иногда этот простой на вид инструмент сравнивают с неким подобием духовного меча.

Сам образ креста Христова является знамением победы над грехом и самим дьяволом. Еще одним важным элементом является напоминание о постоянном бодрствовании и непрерывном общении того, кто молится, с Богом. А сам процесс перебирания четок позволяет полностью сосредоточиться на процессе совершения молитвы.

Суть же самих четок в том, что при их переборе не нужно утруждать себя подсчетом количества прочитанных молитв, все делается буквально на ощупь. В современном мире чотки представляют собой замыкающуюся нить, на которой нанизаны своего рода «зернышки», что разделяются по 10 штук бусинками более крупного размера. Количество бусинок обычно варьируется от 50 до 100 штук, однако вариант монахов-келейников может содержать 1000 таких бусинок.

Во времена древней Руси четки имели форму замыкающейся лестницы, что состояла из деревянных «ступенек», что обшивались какой-либо материей или же кожей. На духовном пути они символизировали лестницу на небеса, путь спасения. Замкнутость всей лестницы гласит о непрестанности делания молитвы.

Как использовать православные четки

В этой главе мы рассмотрим еще некоторые особенности инструмента под названием четки православные и как ими пользоваться. Несмотря на их повсеместное использование в монашестве, они все же используются и мирянами; хоть жестких правил не существует, некоторые моменты все же есть, и мы их коснемся.

Первым делом желательно бы взять благословение у духовника на разрешение использовать четки. Духовные наставники рекомендуют мирянам использовать четки вдали от посторонних глаз. Так же крайне не рекомендуется самостоятельно устанавливать молитвенное правило, так как это может стать поводом для греха гордыни

Важным моментом при выборе является удобство изделия, потому обязательно нужно подержать их в руках, что бы понять, удобно ли будет ими пользоваться. Так же обратите внимание на то, что все бусинки должны быть гладкими на ощупь. Будет лучше, если бусинки на четках не будут слишком большими, так как перебирать их будет не очень удобно; так же изучите, сколько весит изделие – оно должно быть легким.

Перед началом чтения молитв займите удобную позу, а в процессе чтения бусинки нужно перекидывать с пальца на палец, что бы четко их зафиксировать. Заметьте, что четки, которые уже использовались другим человеком, лучше не брать в собственное пользование, так как они напитываются энергетикой того человека. Такое имеет место только в случае, если четки передает учитель своему ученику.

На каждую бусинку приходится чтение Иисусовой молитвы. Когда доходит очередь до крупной бусинки, то читается молитва «Богородице Дево, радуйся» или же вместо нее «Достойно есть», а после этого снова читается Иисусова молитва. По завершению необходимого числа молитв, или же круга, как правило, читается «Отче наш».

По четкам так же можно читать и другие молитвы: в их числе молитвы Ангелу Хранителю, покровителю своего имени и различные другие. Очень важно иметь бережливое и уважительное отношение к своему изделию, всячески его уберегать от повреждений, дабы не испортить энергетику. Если подобное все же случилось, то следует их отремонтировать и освятить; в случае, если же это невозможно, то необходимо их сжечь.

Изделие пропитано поистине глубоким символизмом, так как его вручают монаху при пострижении как символ постоянного сражения с грехом. Монах обязан не расставаться со своими четками на протяжении всей своей жизни, и при любых обстоятельствах не прекращать Иисусову молитву.

Купить это изделие можно практически в любом магазине сувениров, лавке икон или же в монастыре. Здесь кроется один важный момент: считается, что четки нужно использовать только по их назначению. Нужно помнить, что четки не должны являться каким-либо модным атрибутом; для истинно верующего человека недопустимо использовать этот инструмент в качестве украшения, носить их запястье, выставлять висеть в машине и пытаться успокоить их перебиранием разгулявшиеся нервы.

Смысл такой непрестанной молитвы заключается в понимании ее смысла и соприкосновении с Господом. При постоянном их повторении разум отвлекается от вредных мыслей, и полностью сосредотачивается на Боге. При помощи такого борца с вредителями, как молитва, и с использованием четок взращивать в душе хорошие качества становится намного легче.

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро "Карта дня"!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

Как будете готовы - тяните карту:

1. Виды чёток

Православные чётки могут состоять из разного количества бусин или узлов. Каждый десяток маленьких бусин отделён от следующего большей бусиной (узлом или крестом). Число зёрен бывает 10, 30, 40, 50, 100 и даже 1000 в келейных монашеских чётках.

Видами чёток являются вервица и лествица , а также лестовка .


Вервица

Вервица - веревочка с навязанными на ней узелками. По вервице творил молитву преподобный Сергий Радонежский.


Молитва преп. Сергия Радонежского

Лествица – это чётки в форме лестницы, состоящей из деревянных брусочков, обшитых кожей или материей, или кожаную полоску с приклеенными или нашитыми жгутиками. Они символизировали лестницу спасения, восхождения на небо.

С лествицей в левой руке часто изображают на иконе преподобного Серафима Саровского. Были у преп. Серафима и чётки с крупными деревянными бусинами, их можно увидеть в освящённом в честь него храме в Свято-Даниловом монастыре.




Преп. Серафим Саровский. Чётки преподобного Серафима

От лествицы несколько отличается лестовка. Лестовка представляет собой круглый ремень, у которого вместо креста находятся четыре лапостка (лепестка), сто узелков-бобочек, семь передвижек между ними и девять «ступеней». Её используют ее теперь только раскольники-старообрядцы.


Лестовка

2. Предназначение и символика чёток

Св. Феофан Затворник объясняет цель молитвы по чёткам:

«Необходимо это, потому что есть какая-то у нас непонятная странность. Когда, например, занимаемся чем-либо внешним, то часы проходят, будто одна минута. Но когда становимся на молитву, то и минуты не пройдет, а уж кажется, что молились долго-предолго. Это помышление не причиняет вреда, когда совершают молитву по установленному правилу, а когда кто молится, только поклоны кладя с коротенькою молитвою, то оно представляет большое искушение и может прекратить молитву, едва начавшуюся, оставляя обманчивое уверение, что молитва прошла как следует. Вот добрые молитвенники и придумали, чтобы не подвергаться этому самообману, чётки, которые и предлагаются для употребления тем, кто полагает молиться не молитвами молитвенника, а сам от себя».

Замкнутость чёток символизирует бесконечность, то есть молитву непрестанную, вечную. Там, где при связывании в круг шнурка образуется узелок, чётки увенчиваются крестиком и кисточкой . Эта кисть называется «воскрилием». Четырьмя такими воскрилиями оканчивались одежды древних иудеев, напоминая о том, что следует исполнять заповеди. Так и молящемуся по чёткам эта кисть должна напоминать, что молитва только тогда будет плодотворной, когда соединится с ревностью к исполнению заповедей. Также эта кисточка напоминает нам о воскрилии ризы Самого Спасителя. Как некогда кровоточивая жена, с верою прикоснувшись к краю ризы Спасителя, получила исцеление (см. Лк. 8, 43-48), так и молящийся с верой прикасается духом к краю ризы Христовой, к Божией благодати, и получает помощь, утешение и исцеление от мучающих его страстей и болезней.

В монашестве чётки называют духовным мечём и вручаются монаху при постриге. Иноки не расстаются с ними никогда. В этом случае чётки являются средством напоминания о непрестанной молитве, оберегающим от рассеивания ума.

Игумения Таисия (Солопова) писала к новоначальной инокине:

«Если Апостол учит всех христиан «непрестанной» молитве, то не тем ли более таковая молитва составляет непременную обязанность иноков, как добровольно сложивших с себя излишние житейские заботы и посвятивших себя исключительно молитве и богомыслию. При надевании иноческой одежды (рясы) вновь вступающему послушнику вручаются, между прочим, и чётки для вещественного напоминания о непрестанной молитве, которою должен заниматься новоначальный, постепенно обучая себя этому «духовному деланию», как называют святые отцы-подвижники умную молитву. … потому-то тебе, как инокине, по самому призванию своему обязанной хранить непрестанную внутреннюю молитву, я указываю, между прочим, на чётки, данные тебе вместе с иноческим одеянием не как простая принадлежность его, а как начальный обучитель молитве и как вещественное напоминание о ней».


Игумения Таисия (Солопова)

Духовным спасательным кругом являются они и для каждого боголюбивого христианина. Как правило, мирян благословляют носить чётки не открыто для всех, не напоказ, а только незаметно на пальце, или в кармане, или пользоваться ими келейно (дома). Чётки могут использоваться также для специального молитвенного правила, которое состоит из определенного количества Иисусовых и других кратких молитв.

Архим. Рафаил Карелин пишет о символике и значении чёток:

«Во-первых, чётки - это меч духовный, помогающий нам в сражении с демонами. Во-вторых, это бич, которым мы изгоняем из своей души страсти. В-третьих, это символ, это утешение нам, показывающее, что если мы будем усердно и разумно упражняться в Иисусовой молитве, то получим стократное воздаяние. В-четвёртых, чётки напоминают нам о путах и страданиях Спасителя и таким образом научают нас смирению. В-пятых, они учат нас вспоминать о заповедях и одновременно надеяться на милость Божию, потому что одно только прикосновение к славе Божией и благодати уже исцеляет нас от течения страстей. И наконец, они являются образом и символом вечности, к которой человек приобщается через занятие молитвой, в особенности через занятие непрестанной молитвой Иисусовой.

…Чётки - это одно из внешних орудий молитвы; пользуясь ими, человек, согласно церковным правилам, может заменить суточные службы и другие молитвословия (разумеется, кроме церковных Таинств) определенным количеством Иисусовых молитв. Кроме того, чётки являются постоянным напоминанием человеку о молитве».

3. Из истории христианских чёток

О молитве христиан по чёткам упоминается с первых веков христианства.

Преп. Павел Фивейский использовал для отсчёта количества молитв обычные камешки. Также первые христиане для этого нанизывали на веревку сушеные ягоды. Преподобный Пахомий Великий ввёл использование чёток в монашеский обиход. Среди монахов его монастырей было много простых, неграмотных людей. Из всех молитв они знали только молитву Иисусову. Святой Пахомий установил правилом молиться ею по чёткам определенное количество раз в день, следуя заповеди Божией о непрестанной молитве. Святитель Василий Великий в своём завещаниии безкнижному иноку написал, что следует за церковные службы молиться и класть поклоны по вервице, имеющей сто три узла, произнося на каждом узле молитву Исусову «Господи Исусе Христе Сыне Божий, помилуй мя, грешного» (Номоканон). Из Византии традиция использования чёток пришла на Святую Русь.


Вервица

Уже преподобный Феодосий Печерский изображается на иконах с чётками в сто узелков. Преподобного Нестора Летописца современники описывали так: «в правой руке у него перо, а левой чётки перебирает».


Преп. Савва Сторожевский, ученик преп. Сергия Радонежского

4. Нужно ли благословение на использование чёток?

Ранее в России чётками пользовались и монахи, и миряне. Так, например, в тринадцатом поучении «Домостроя» в Сильвестровской редакции сказано: " …Следует христианину всегда держать в руках чётки, а молитву Иисусову - неустанно на устах; и в церкви и дома, и на торгу - ходишь, стоишь ли, сидишь ли, и на всяком месте…"

В настоящее время в России отношение к использованию чёток мирянами осторожное, так как утрачены духовные ориентиры и традиции, у мирян часто нет опытного духовного руководителя для прохождения молитвы, а часто они и не считают, что нуждаются в руководстве, и берутся за преждевременно большой, непосильный подвиг, который могут понести только опытные христиане под бдительным руководством духовника. При таких условиях новоначальный христианин легко может впасть в состояние духовной прелести и серьезно себе навредить. Поэтому в наше время чётки обязательны исключительно монахам, а мирянам для того, чтобы проходить любое особенное, дополнительное, молитвенное правило по чёткам нужно взять благословение у духовника.

При этом многие священники придерживаются того взгляда, что миряне могут свободно использовать чётки для напоминания о непрестанной молитве, к которой призваны все христиане; для счёта молитв в общепринятых правилах, например, в правиле ко Св. Причащению; для небольшого или непостоянного прибавления к обычному правилу Иисусовой молитвы.

Иерей Виктор Кобзов:

«На использование чёток нет запрета . Поэтому, их употребление без специального благословения вобщем-то допустимо. Чётками может пользоваться любой христианин. Монахи должны творить молитву постоянно, поэтому они имеют их всегда с собой. Живущим в миру лучше пользоваться чётками только во время уединенных молитв.

В данном случае вопрос нужно ставить не о том, чтобы взять разовое благословение на пользование чётками, а дело в том, что многие шаги в духовной жизни нужно согласовывать с духовником, с тем священником, у которого Вы постоянно или часто исповедуетесь. Этот священнослужитель, наблюдая за вашей духовной жизнью, постоянно принимая Вашу исповедь, сможет рассудить, действительно ли Вам в данный период жизни полезно использование чёток, или для Вас это будет чем-то вроде "забавы"».

Священник Максим Каскун:

«Чётки - это механическое средство, благословенное церковью, чтобы помочь человеку сосредотачиваться на молитве, и чтобы отсчитывать сотни и тысячи молитв, которые человек делает. Чётки используются православным христианином, когда он дома или на работе читает Иисусову молитву, или, к примеру, «Господи, помилуй!», или читает «Богородице, Дева…» 150 раз - то есть, их используют, как метод отсчета, чтобы не сбиться от положенного правила.

Если чётки используют просто для подсчета, это одно, а если как «ножны» для молитвы, то нужно брать обязательно благословение, потому что человек может и в прелесть впасть, если сам за это возьмется».

Священник Вячеслав Брегеда:

"Чётки больше иноки с собой носят, потому как много и часто молятся, а обычному человеку они вроде как и ни к чему. Главное, все время о Боге помнить, постоянно про себя краткие молитвы, работая, произносить «Господи, помилуй», Иисусову молитву, стихи из псалмов, быть приветливым ко всем и отзывчивым. А чётки – даже если они есть у вас - не нужно их на показ выставлять, показывая, как фарисей, какой вы большой молитвенник.

…Есть чётки на 10 бусинок, как колечко, на палец надеваются, и не видит никто, что вы по чёткам молитесь. В чем чётки помогают: бывает, без чёток мысль уходит, а когда за бусины тянешь, мысль сосредотачивается на молитве».

Священник Алексей Рой:

«Когда человек перебирает бусины чёток при молитве, это дает определенный ритм молитве и возможность сконцентрироваться на молитве внутри себя, тем самым постоянно держа свой ум при молитве в общении с Богом. И на это должно быть благословение священника, которое дается, когда у человека уже есть какой-то задел в молитвах, побольше, чем обычное утреннее и вечернее правило».

Игумен Александр (Пахомов):

«Чаще всего проблема в том, что человек начинает сразу же "творить" молитву, а для духовной жизни это не всегда полезно.

Некоторые благочестивые христиане придают слишком большое значение внешним атрибутам, при этом плохо понимая их назначение. Так считается, что чётками можно "бесов гонять", пользуясь ими как ремнём. Иногда встречается такая точка зрения, что молитва по чёткам сама по себе благодатна. Монашествующие ограждены от всего этого достаточно хорошо. Так сказать, пришёл в армию - получи погоны, получи автомат. Эйфория, если и есть, то недолгая, а дальше - будни.

…Слово "творить" у меня поставлено в кавычки. Смысл в том, что читать и творить - разные вещи и отражают разные духовные состояния. Далеко не все трезво оценивают свои силы и им начинает казаться, что ещё немного и явятся ангелы, чтобы вместе помолиться. Для этого достаточно невнимательно прочитать пару книг о Иисусовой молитве, освоить внешние приёмы и отгородить часть комнаты шкафом, создав иллюзию "малой келлии"».

Святитель Феофан Затворник благословлял молитву по чёткам и молодым мирянам и мирянкам, обращавшимся к нему за духовным наставлением:

«Что касается до правила, то относительно сего так думаю: какое ни избери кто себе правило, всякое хорошо, коль скоро держит душу в благоговеинстве пред Богом.

Еще: читать молитвы и псалмы до расшевеления души, а там самому молиться, излагая свои нужды, или без всего: "Боже, милостив буди..." Еще: иногда все время, назначенное на правило, можно провести в читании одного псалма на память, составляя из всякого стиха свою молитву. Еще: иногда можно все правило провести в молитве Иисусовой с поклонами...»

«Прочитав это, не подумайте, что гоню Вас в монастырь. О молитве по чёткам я сам в первый раз услышал от мирянина, а не от монаха. И многие миряне и мирянки молятся сим образом. И Вам пригодится сие. Когда молитвословие по чужим заученным молитвам причитается и не станет возбуждать, можете этим образом помолиться день-другой, потом опять – по заученным молитвам. И так – вперетруску.

И еще повторю: существо молитвы в возношении ума и сердца к Богу; эти правильца идут в пособие. Не можем мы обойтись без них, немощны суще. Благослови Вас, Господи!»

Архим. Рафаил Карелин:

«В исторической литературе сохранилось немало свидетельств о том, что еще два столетия тому назад чётки носили ремесленники, крестьяне и даже солдаты. В греческих церквах и на Востоке молитва по чёткам никогда не вызывала сомнений и принималась как церковное предание. Теперь потеря внутренней молитвы, переход на внешнюю деятельность с забвением самого главного - сочетания сердца с Богом - привела современных христиан к искаженному пониманию молитвы, как будто она должна ограничиваться только определенным временем и местом и кроме этого ум и душа могут беспрепятственно вращаться в кругу земных предметов и представлений. Поэтому теперь многие смотрят на чётки только как на атрибутику монашества наравне с клобуком и мантией. При виде чёток на руках мирянина они говорят: «Кто позволил ему носить чётки; что он - монах? Это нарушение правил!» - а каких, не знают сами.

…Я спрашивал об этом архимандрита Серафима. Он ответил, что «чёткоборчество» происходит от незнания, но прибавил, что монастырские старцы считали, что мирянам надо получить от духовного отца - старца благословение «на чётки», так как для Иисусовой молитвы нужно руководство и обучение, особенно в первое время; он считал, что ношение чёток требует от человека непрестанного молитвенного труда, иначе сами чётки на Суде Божием будут обличать его в нерадении или в лицемерии. Отец Серафим говорил, что глинские старцы благословляли своих чад на молитву по чёткам, но из-за богоборческого времени не советовали носить чётки открыто.

…Диавол, когда не может разрушить христианство путем гонений и клеветы, старается лишить человека внутренней духовной жизни и сделать христианство внешним. Поэтому враг восстал против Иисусовой молитвы и Причастия, внушив многим людям, в том числе и священникам, что Иисусова молитва - это дело одних монахов, а частое причащение может лишить человека благоговения и привести к прелести, то есть к духовному обольщению».

5. Как пользоваться чётками

Чётки помогают считать (отсюда и название) количество молитв или земных поклонов. Молящийся пальцами левой руки перебирает «зернышки» одновременно с началом произнесения новой молитвы. Каждая бусина - это одна Иисусова молитва, или другая краткая молитва.

Возможны при этом и вставки других молитв, например, на каждой большой бусинке можно читать «Отче наш», или «Богородице Дево, радуйся», или какую-либо другую молитву, близкую молящемуся человеку, или же молитвы своими словами, которые изливаются из сердца человека и которые православная духовная практика не запрещает, лишь бы сердце взывало к Богу.

Св. Феофан Затворник
так учил молиться по чёткам:

«…чётки… предлагаются для употребления тем, кто полагает молиться не молитвами молитвенника, а сам от себя. Употребляют их так – скажут: Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного, или: грешную – и переложат одну четочку между пальцами; скажут так в другой раз и еще переложат, и так далее; при каждой молитовке поклон кладут, поясной или земной, как охота, или при маленьких четочках – поясной, а при больших – земной. Правило все при сем состоит в определенном числе молитовок с поклонами, куда вставляются и другие молитвы, своим словом сказываемые. Для того чтобы и тут не обмануть себя поспешностью произношения молитовок и кладения поклонов, при определении числа поклонов и молитв определяют и время длительности молитвы, чтобы отсекать поспешность и, если вкрадется она, наверстать время приложением новых поклонов.

Сколько за какое молитвословие следует класть поклонов, у нас положено в Следованной Псалтири, в конце, и в двух пропорциях: для усердных и для ленивых или занятых. Старцы, которые и теперь у нас живут в скитах или особых келиях, например, на Валааме и в Соловках, все службы таким образом справляют. Если хотите или иногда захотите, и Вы свое правило можете сим образом справлять. Но прежде потрудитесь навыкнуть справлять его как прописано. Может быть, и не потребуется сие новое установление правила. Про всякий, однако ж, случай, посылаю Вам чёточки. Поступите вот так! Заметьте, сколько у Вас проходит времени за утреннею и вечернею молитвою, потом сядьте и приговаривайте свою коротенькую молитовку по чёткам и смотрите, сколько раз Вы пройдете чётки в продолжение времени, употребляемого Вами обычно на молитву. Это число и пусть будет мерою Вашего правила. Это Вы сделаете не во время молитвы, а помимо ее, хоть с таким же вниманием. Правило же молитвенное сим способом совершайте потом, стоя и поклоны кладя».

«О поклонах. Я нигде не встречал указания, на каждую ли молитву Иисусову класть поклон, - и какой, - поясной, или земной, - или иногда творить сию молитву и без поклонов. Правило поклонное в Сарове так совершается: 30 земных поклонов с молитвою Иисусовою, потом 100 молитв без поклонов; опять 30 земных поклонов с молитвою, и 100 молитв без поклонов; в третий раз 20 поклонов с молитвою, и еще 100 молитв без поклонов, наконец еще 20 поклонов с молитвою Иисусовою и 100 молитв без поклонов Пресвятой Богородице. - Вот тут не все молитвы с поклонами. Применительно к этому надо понимать и указание поклонов и молитв в следованной Псалтири, взамен церковных служб. Вы себе разделите свое правило на все три вида: часть с земными поклонами, часть с поясными и часть без поклонов. Как усердие: но надо всегда утруждать себя в молитве. - Как у древних совершались 12 молитв днем и 12 ночью, посмотрите в старых молитвенниках и псалтирях. Ныне к сожалению перестали это печатать. Но не забывайте, что дело не в исполнении числа поклонов и молитв, а в устремлении ума к Богу и согреяния сердца. Паче всего возгреть надо теплоту сердечную и хранить ее. Се закон неотложный. А правило, какое кто хочет, выбери. Церковь их предлагает много».

«Если не имели сего в правиле, то кладите пред началом молитвословия утреннего и вечернего по 50 поклонов поясных, малых и 5 земных, на большом узле - большой поклон по чёткам. То же и в конце правила. При поклонах - маленькие молитовки... Главная - Иисусова. Потом Божией Матери, своей Святой и другим чтимым. Сколько на каждое лицо поклонов - назначьте сами, чтобы в совокупности вышло 50... Примерно - Спасителю 30, Божией Матери 15, другим святым 5.

Молитве Иисусовой навыкнуть постарайтесь так, чтобы она сама собою говорилась... и на ходу и при работе... И другие молитовки можно всегда повторять... Боже, очисти мя... Боже, милостив... Настави мене, Господи Боже... и подобные.

Но главное - старайтесь всегда помнить, что Господь близ... и все видит - и соответственно тому держите себя и внешне и внутренно».

Преп. Паисий Святогорец говорил о поклонах при молитве по чёткам, отвечая на вопрос:

Геронда, когда я молюсь по чёткам о ком-то, то нужно креститься и делать малые поклоны?

В зависимости от того, что ты хочешь получить. Где больше труда, то имеет и большую ценность.

Когда, геронда, мы молимся по чёткам с поясными поклонами, то нужно рукой касаться земли?

Нет, когда мы молимся по чёткам с поясными поклонами, то рука доходит до колена, а потом выпрямляемся. Другое дело поклоны, которые мы делаем, когда прикладываемся к иконам или во время «Честнейшей» и т. п. Тогда, если кто может, хорошо, чтобы рукой касался земли.

Геронда, когда я молюсь по чёткам с крестным знамением и поясными поклонами, то никак не могу сосредоточиться.

Мне проще сосредоточиться, когда я молюсь по чёткам с крестным знамением и поясными поклонами. Забываю всё вокруг так, что когда оканчиваю молитву, то болит рука.

Геронда, как нужно делать земные поклоны?

Лучше земные поклоны делать до конца, то есть после каждого поклона полностью выпрямляться. Так глубже поклоны творишь перед Богом, да и для тела так легче. Ещё не нужно касаться земли открытой ладонью, потому что так можно повредить сухожилия, но опираться на внешнюю сторону кулака. И чтобы не было мозолей на руках, лучше делать поклоны на мягком коврике».

В воскресные дни, великие праздники и в дни, когда в Церкви отменяются земные поклоны - от Рождества Христова до Крещения и с Вербной недели до Троицы, а также в дни полиелейных праздников молитва проходится без земных поклонов.

6. Правила молитвы по чёткам

А. Правило для неграмотных

За вечерню с акафистом Богородице - 12 чёток (по 100 зёрен)
без акафиста - 8
За малое повечерие с каноном Богородице - 7
За великое повечерие - 12
За полунощницу и утреню - 33
За часы с акафистом Спасителю - 16
За бдение - 60
За всю псалтирь - 60
За кафизму - 3
За канон, и за акафист - по 3.
За молитвы и правило ко причащению: 10 чёток, 8 Спасителю; 2 - Божией Матери; за молитвы по причащении 4 чётки: 3 Спасителю, 1 Божией Матери.

Начало молитвы обычное: «Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю небесный. Трисвятое, Пресвятая Троице. Отче наш. Господи, помилуй, 12 раз, Приидите, поклонимся (трижды). Пс.50: «Помилуй мя, Боже» и «Верую во единаго Бога».

И начинает молиться по чёткам; чётки обыкновенно имеют сто зерен, каждое зерно (или узелок) перебирает пальцами левой руки до конца и читает молитву Иисусову, Богородице и святым за все церковные богослужения.

За каждой чёткой Божией Матери читается: «Богородице Дево, радуйся (трижды) и молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Пречистыя Владычицы нашея, Богородицы, Приснодевы Марии, помилуй и спаси мя грешнаго. Слава, и ныне. Аллилуиа, Слава Тебе Боже (трижды), Господи, помилуй (Трижды), Слава и ныне» - и следующую чётку.

По окончании всякого правила читается: «Достойно есть», Слава и ныне, Господи, помилуй (трижды). Благослови. Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь».

Б. Молитвы, читаемые по чёткам

Спасителю: Господи Иисусе Христе, помилуй мя.

Божией Матери: Пресвятая Богородице, спаси мя.

Святым: Святый апостоле (мучениче, пророче, праведный, преподобне отче наш, святителю отче наш и т.д.), моли Бога о мне (или просто: святе (святая)… моли Бога о мне).

Ангелу-хранителю: Святый Ангеле мой, сохрани мя.

Молитвы святым седмицы:

В понедельник : Святии архангели, молите Бога о мне.

Во вторник: Крестителю Христов, моли Бога о мне.

В среду и пяток: Кресте Христов, спаси мя силою твоею.

В четверток: Святии апостоли, молите Бога о мне; святителю отче Николае, моли Бога о мне,

В субботу : Вси святии, молите Бога о мне.

В воскресение:
Слава, Господи, св. воскресению Твоему.

О здравии и спасении родителей, сродников и благодетелей: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй рабов Твоих (имя рек).

О упокоении: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, упокой души усопших рабов Твоих (имя рек).

Поклоны на сотницу (из Чина пятисотницы монашеского правила):

С соответствующей молитвою:
10 - земных,
20 - поясных,
70 - умносердечных.

В. Количество молитв, читаемых по чёткам за соответствующие службы

Первые цифры количество молитв и поклонов соответственно – это правило помещено в Следованной Псалтири , Служебнике , третья цифра молитвы без поклонов – это правило взято из одной старой Следованной Псалтири , последние цифры обозначают количество молитв или время (минуты), которое надо молиться, если нет чёток. За все службы в первых двух случаях (молитвы с поклонами и молитвы без поклонов) читается положенное число молитв: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго", с поклонами или без поклонов.

1. Повечерие великое - 150 молитв и 36 поклонов или 700 молитв без поклонов

2. Полуношница - 100 молитв и 25 поклонов, или 600 мол. без поклонов, 1200 – Спасителю или 20 мин., 300 – Божией Матери или 5 мин.

3. Утреня - 300 молитв и 50 поклонов, 1500 мол. без поклонов, 2700 – Спасителю или 60 мин., 900 – Божией Матери или 15 мин., 100 – Св. дня или 2 мин., 100 – Св. храма или 2 мин., 100 – Св. седмичному или 2 мин., 300 – Всем святым или 5 мин.

4. Часы (каждый в отдельности) - 50 молитв с 7 поклонами или 250 молитв без поклонов.

5. Часы (все) с междучасиями - 1500 молитв без поклонов, 1800 – Спасителю или 30 мин., 600 – Божией Матери или 10 мин. Изобразительные, 100 молитв и 10 поклонов.

6. Вся Псалтирь - 6000 молитв без поклонов.

7. Одна кафизма - 300 молитв без поклонов. Одна Слава, 100 молитв без поклонов.

8. Канон Ангелу Хранителю - 50 молитв и 7 поклонов.

9. Канон седмичный - 30 молитв 5 поклонов.

10. Канон Богородице с акафистом - 200 молитв и 29 поклонов.

11. Последование ко Св. причащению - 1200 – Спасителю или 20 минут, 300 – Божией Матери или 5 мин.

12. Молебен Спасителю, Божией Матери или святому - 600 молитв тому, кому служится молебен или 5 минут.


В принципе, можно молиться. Только это нужно делать с благословения духовника, который должен рассмотреть, полезно ли это для человека, делает ли он это из благочестивых побуждений, например, научиться молитве Иисусовой и тем самым приблизиться к Богу или по каким-то другим причинам: тщеславие, ношение или моление по четкам на показ и прочее. Потому часто, если мирянам благословляется молитва по четкам, то запрещается носить их напоказ - на виду. Для монашествующего, наоборот, четки являются не только средством молитвы, но и деталью монашеского облачения, которые он (она), как правило, всегда носит с собой. Четки в монашестве называются духовным мечом и вручаются монаху при постриге как орудие непрестанной молитвы и одно из главных оружий против диавола, чтобы через призывание имени Божьего монах восходил по ступеням духовного развития и стяжал Духа Святого.

То есть очевидна разница между иночествующим и мирянином. Для монаха четки являются обязательным средством, позволяющим ему стяжать навык непрестанной молитвы. А для мирянина четки не обязательны. Во-первых, потому что в связи с рабочей и семейной занятостью у него может не быть времени для молитвы по четкам. А во-вторых, молитва тоже иногда наносит вред человеку. Например, если он молится без смирения, покаянного настроя и угождения воли Божьей, но для поиска «возвышенных» состояний или внешнего почитания его среди людей. У новопостриженного монаха всегда имеется опытный духовник, который наблюдает за ним и учит его, в том числе и правильной, трезвомыслящей молитве по четкам. Не случайно православное делание названо святыми отцами трезвением. Так, к примеру, после монашеского пострига Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, который в свое время состоялся в Одессе, его духовником стал преподобный Кукша Одесский.

Потому и мирянин должен идти в деле молитвы по четкам только через благословение и наблюдение духовника.

Теперь обратимся к истории возникновения четок и практике молитвы по ним.

Слово четки - древнерусское, произошло от глагола «честь», то есть «считать» на современном языке. Этот глагол выражает суть практики молитвы по четкам.

Предполагается, что употребление четок в монастырях впервые ввел святитель Василий Великий во второй половине IV века. По другим источникам, их начали использовать в начале того же столетия египетские отцы: преподобный Антоний Великий или преподобный Пахомий Великий. Считается, что четки были введены для монахов, необученных грамоте, которые не могли молиться по книгам. С тех пор молитва по четкам получила огромное распространение.

Как правило, православные четки представляют собой замкнутую нить (символ бесконечности и беспрерывности молитвы). На нее нанизаны деревянные бусинки (в Греции практикуются иногда нити и бусинки из овечьей шерсти). Маленькие бусинки разбиты на десятки бусинками более крупных размеров. Венчает четки обычно крест.

Четки - это средство отсчета, как метроном у музыкантов - средство держать темп. Пальцами руки молящийся перебирает бусинки и традиционно читает при этом в общеупотребительной практике Иисусову молитву («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)») или ее сокращенный вариант («Господи, помилуй мя грешнаго»). Дойдя до большой бусинки, молящийся читает «Богородице Дево, радуйся» или «Достойно есть». Пройдя всю ниточку четок, нужно читать главную молитву христианства, преподанную нам самим Спасителем - «Отче наш», потом снова возобновляется чтение Иисусовой молитвы.

Еще в древности был замечен следующий психологический момент, который одновременно и расслабляет, и успокаивает человека. Как бы сказали сегодня современные психологи, «мелкая моторика пальцев». Молитва лучше «идет» тогда, когда руки человека чем-то заняты, например, перебиранием четок или плетением корзин, как делали монахи в старину.

Мирянину количество и время молитвы надо оговорить со своим духовником.

Также хочется предостеречь вас, дорогие братья и сестры, быть осторожными, приобретая четки в иных местах, кроме православных монастырей и храмов. Помните, что четки являются символом религиозной традиции не только у христиан, но и у буддистов, мусульман и т.д.

Не нужно использовать четки как средство декора: носить на шее, на руках, использовать как украшение на зеркале заднего вида в машине. Четки - это орудие молитвы, а не эстетическая деталь. Они - средство приближения к Богу, и потому к ним нужно относиться благоговейно, как к церковному предмету - иконе или свече, например.

Но главное: не следует искать при чтении Иисусовой молитвы «возвышенных» состояний и «духовных» восторгов. К делу молитвы нужно прежде всего подходить со вниманием, смирением и покаянным настроем сокрушения о своих грехах - это те двери, за которыми нас ждет Господь Иисус Христос.

Четки представляют собой бусины, нанизанные на ленту/шнур. Как правило, скрепляются друг с другом, отчего аксессуар напоминает декоративное украшение. Бусины или зернышки изготавливаются из самых различных материалов: дерева (кипарис, финиковое, можжевельник и пр.), натуральных камней, керамики, косточек, ягод и т.д..

Четки являются особым предметом, помогающим сохранить концентрацию и внимание молящегося человека. Родиной популярного сегодня религиозного атрибута считается Индия. С древнейших времен перебирание бусин помогало отвлечься от мирских забот и обратить внимание на свой внутренний, духовный мир. Бусины в четках, чаще всего, символизируют количество произнесенных молитв.

Стоит отметить, что перебирание четок свойственно не только религиозным адептам, но и, например, шаманам Средней Азии. С помощью аксессуара они гадают: предсказывают беды или блага.

Сегодня используются во множестве религий. Их можно встретить , старообрядчестве и пр. Отличить четки одного вероучения от другого можно по количеству бусин и отделке.

Сколько бусинок в четках разных религий

Количество бусин в четках изменяется в зависимости . Для данное число должно быть кратным 10-ти. Чаще всего встречаются четки по 100 бусин + 3 от центрального узелка вниз. Используемый аксессуар заканчивается нитяной кисточкой или . Следует отметить, что количество бусин может варьироваться. По правилам, отрезков по 10 штук может быть от одного до шестнадцати.

В другом христианском учении – католицизме – принято иное количество бусин. Католические четки имеют 33 или 50 зерен. Первая цифра символизирует земные годы Иисуса, а вторая – число лет со дня его смерти до написания первой книги о его жизни. Позже в католицизме появились четки, содержащие 150 бусин (или 15 десятков). Каждый десяток – дань памяти о главном событии жизни Христа и его Матери.

Основные четки в буддизме имеют 108 бусинок. Данная цифра символизирует количество брахманов, присутствующих при рождении Будды. Такие четки снабжены разделителями – бусинами более крупного размера. Также в буддизме часто встречаются аксессуары с 18-ю (количество учеников Будды), 21-м (количество форм богини Тары) и 32-мя зернами (признаки/достоинства Будды).

В буддизме есть и четки с 27 и 54 бусинками. Такой атрибут представляется собой ½ и ¼ часть от классической 108-зернистой ленты.

В индуизме существует два вида четок. Первые «принадлежат» Шиве и содержат 64 или 32 бусины, выполненных из ягод рудракши. Вторые символизируют Божественный Абсолют и имеют 108 зерен. По правилам, четки с сакральным числом звеньев должны быть выполнены из дерева туласи.

Исламские четки насчитывают 99 бусинок. Данное число является циклическим и соответствует Божественным именам. Как правило, четки разделяются на три равные части. Существует и укороченный вариант атрибута, именующийся «тасбих» и состоящий из 33-х бусин.

Источники:

  • Магический инструмент

Никто точно не знает, кем и по какому поводу были придуманы самые первые четки , появившиеся во II тысячелетии д.н.э. в Индии. Во многих религиях они используются для отсчета количества прочитанных молитв и сделанных поклонов. Среднеазиатские шаманы, например, на самом деле в своих ритуалах использовали не бубен, а четки , с помощью которых они гадали о будущем и смерти. Использовать этот религиозный атрибут нужно по всем правилам и со всей серьезностью.

Инструкция

Количество бусин разнится в разных религиях. В буддизме четки состоят из 108 зерен, дополнительная, самая большая бусина, «меру». Католические четки -розарий состоят из 50 или 64 бусин, индуистические – из 108, 54 или 50 бусин, мусульманские четки – из 99, 33 или 11 бусин, православные – из 33 бусин.

На конце четок могут быть разные предметы: – крестик и кисточка, в католицизме – крестик, в буддизме – две кисточки и бусины, в индуизме – две одинаковых кисточки, в исламе – небольшой камень и кисточка.

В индуизме четки используют для чтения мантр. Считать бусины нужно с первой по часовой стрелке. Прочитав мантру 108 раз, вы снова окажетесь на главной бусине, от которой считайте в обратном направлении.