Какого числа Ореховый Спас? Ореховый Спас - третий Спас. Три Спаса августа: мед, яблоки, хлеб Августа хлебный ореховый спас третий

Последний праздник щедрого лета, время окончания сбора урожая, последний из — Ореховый , Холщевый , Хлебный , Спас на полотне приходится на 29 августа . В этот день подходит к завершению Успенский пост, поэтому наши предки отмечали этот праздник с особым размахом.

Ореховый Спас

В этот день приступали к заготовке лещины и грецких орехов (в южных районах). На Руси орехи всегда были особым лакомством, ведь из них на меду готовили разнообразные сладости и выпечку.

Неспроста, пищей для ума считали орехи древние Русичи. Дело в том, что лесные орехи такие, как лещина и фундук, содержат в себе ценный уникальный комплекс микроэлементов и биоактивных компонентов, оказывающих благотворное влияние на сердечно-сосудис тую систему.

По своим целебным свойствам кедровые орешки ничем не уступают земляным. Напротив, даже их превосходят. Масло, извлекаемое из кедровых орехов гораздо ценнее . Спиртовые настойки кедрового ореха эффективно используются в традиционной медицине при лечении заболеваний суставов. Все орехи относят к высококачественн ой диетической, питательной пище, их белок прекрасно заменяет животный.

Хлебный Спас

«Третий Спас – хлеба припас» , время окончания Успенского Спаса было временем окончания жатвы. Причем, урожай к этому дню полагалось не только собрать, но и смолоть. Хозяйки пекли хлеб и пироги из новой муки. Поэтому святили в церкви не только орехи, но и пышные караваи .

Окончание страды сопровождалось древними, имеющими языческие корни , обрядами. Так в деревнях средней полосы России было принято оставлять полоску (кулижку) на один сноп с зерном самого высокого качества напоследок, к Хлебному Спасу . Кулижку жали последней, приговаривая: «Два поля дожавши, третье запахавши, отдай да положь» .

Срезанные пшеничные колосья складывали кучками, последнюю из них следовало вырвать из земли руками с такими словами: «Жниво, мое жниво, я тебя жала, силу теряла, вот тебе жнивье, а мне отдай мою силу» . Далее крестьянки пересчитывали кучки, если выходило их нечетное количество, то семью ожидали перемены, либо умрет кто, либо девку замуж выдадут.

В других областях, наоборот, кулижку оставляли «Илье на бороду» на поле не сжатою. После этого жницы шли к реке или озеру, где совершали символическое обмывание серпа: «Ива, ива, отдай мою силу до второго жнива» .

По окончании жатвы жницы пели веселые песни, собирали ритуальный сноп, украшая его лентами и бусами, несли его тожественно к дому, у порога «именинника» окропляли свяченой крещенской водой.

Последними колосками крестьянки обвязывали серпы, клали их под образа и в таком виде хранили до следующей жнивы.

Холщовый Спас

На это же время приходится окончание ткацких работ , полотна ткани были сотканы, отбелены и покрашены. Вместе с караваем несли люди холсты на освящение в церковь. Только после этого их использовали для пошива детской одежды или везли на ярмарку, на продажу. Ох и славные были ярмарки на Руси в старые времена на Холщовый Спас !

Христианские традиции празднования Третьего Спаса – дня величания Нерукотворного Образа Христа

Правитель месопотамского города Эдесса (сейчас Турция) страдал проказой. Прослышав о чудесах исцеления, творимых Христом, послал царь к нему живописца Анания с тем, чтобы тот написал портрет Мессии. Как ни пытался Ананий написать портрет Христа, ничего не вышло. Иисус, устав сидеть, позируя художнику, взял полотенце и вытер им пот с лица. В тот же час лик Христа отпечатался на нем. Взял один из учеников Мессии полотенце, привез больному правителю, и исцелился царь.

Почти век Нерукотворный Образ Христа хранился в Эдессе. 29 августа 944 г.н.э. его перевезли в Константинополь. Спустя 2 века чудотворная реликвия была утеряна во время одного из средневековых крестовых походов. В 1204 году в Средиземном море затонул корабль, на котором его перевозили.

Поскольку нерукотворный образ принадлежал восточному обряду, то, вероятней всего, первые древнерусские и византийские иконы с ликом Христа были писаны именно с этой древней реликвии.

Хорошей традицией было в эти дни помогать неимущим соседям (вдовам, солдатским матерям, сиротам) справиться с уборкой урожая до осенних дождей. Жаль, что эта традиция помогать «всем миром» не сохранилась до наших дней, чаще всего мы отворачиваемся от бедных и незащищенных людей.

На праздник Нерукотворного Образа полагалось идти на службу в церковь с корзинкой, наполненной щедрыми дарами лета:

  • душистым караваем,
  • виноградом,
  • орехами,
  • яблоками,
  • медом.

Отслужив торжественный молебен, православные отправлялись с Крестным ходом к убранным полям с благодарением за щедрый урожай и просьбами подарить более хороший в будущем году.

Богатая снедь из праздничной корзинки попадала на праздничный стол, на который уже кроме постных, ставили уже и мясные, и рыбные блюда. Но царили в этот день на столах, разумеется, пироги, испеченные из муки нового урожая.

Часто в деревнях устраивались мировые пиры, на которых все жители собирались за общим столом, отдыхая и обсуждая окончание страды, веселясь и запивая вкусную снедь братским пивом. Возле стола водружали «именинника» — праздничный сноп, вокруг него, как правило, пели песни и водили хороводы.

«Жнивка, жнивка, отдай мою силку,
На пест, на мешок, на колотило,
на молотило
Да на новое веретено».

По окончании гуляний «именинника» заносили в избу в красный угол, где полагалось ему стоять до конца зимы. С его помощью предсказывали будущий урожай. В конце зимы, перед тем как обмолотить дожиночный сноп, из него в произвольном порядке вытаскивали три колоска. Далее зерна из колосков высеивали в разные ящички и дожидались всходов.

  • Первый колос дал дружные всходы – жди хорошего урожая от раннего сева.
  • Зерна третьего колоса густо заколосились – поздние посевы дадут тучный урожай.

На Третий Спас было принято заготавливать ореховые ветки . Считалось, что в это время они приобретают магическую силу. Из орешника делали на счастье для дома и членов семьи. Ореховые ветви включали в банные веники, считалось, что они способны излечить любую хворь.

В этот день, также как и на Мокрый Спас, наши предки чистили колодцы и освящали воду. Запасались водой из подземных источников, ведь она в этот день была наделена волшебной целебной силой.

Третий спас для наших предков являл собой границу между окончанием жнивы и началом высевания озимых. Крестьяне старались завершить летний цикл полевых работ до наступления сырой осенней непогоды. Поэтому в деревнях особо пышных празднеств не устраивали, в отличие от городов и местечек с их великоденскими гуляньями.

Приметы и поговорки на Третий Спас

К Третьему Спасу следили за отлетом птиц. Отлетели журавли – жди на Покрова морозов. Если аист за неделю до праздника приготовился улететь, то грядет ранняя, морозная зима и теплая весна. Аист отлетел после Спаса – жди поздней теплой зимы и холодной весны.

  • Хорош Третий Спас - зимой будет квас.
  • Хорошо, если Спас на полотне, а хлебушко на гумне.
  • Орехи дали щедрый урожай – джи богатых хлебов в следующем году.
  • Два года подряд орехи щедро не плодоносят.
  • Первый Спас - на воде стоят, второй Спас - яблоки едят, третий Спас - на зелёных горах холсты продают.
  • До Петрова дни взорать, до Ильина заборонить, до Спаса посеять.
  • Пришел Спас – и лето от нас.

29 августа отмечается Третий Спас, который ещё называют хлебным, ореховым, холщовым, Спасом на полотне. Православная церковь в этот день празднует перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа (Убруса) Иисуса Христа.

О Нерукотворном образе существует такое предание. Эдессой правил больной проказой царь Авгарь. Узнав о чудесах, творимых Спасителем, он решил обратиться к Нему за помощью. Правитель написал Иисусу письмо с просьбой приехать и вылечить его. Отнести письмо доверили живописцу Ананию, которого попросили изобразить лик Христа, если Господь не сможет лично прийти в Эдессу.

Придя в Иерусалим, живописец нашел Христа, окруженного людьми. Христос Сам подозвал Анания, который вручил Ему письмо и передал просьбу императора. Видя, что у живописца никак не получается нарисовать Его портрет, Спаситель попросил принести воды и убрус (полотенце). Иисус умыл лицо и отер его полотенцем, на котором отпечатался Божественный лик.

Анания перенес убрус в Эдессу и вручил Авгарю, который, вытерев им лицо, исцелился. Позже в Эдессу пришел апостол Фадей. Он крестил царя Авгаря и всю его семью, а также многих жителей города, уверовавших во Христа. Убрус был укреплен у входа в город. В 944 году святыню выкупил император Константин Багрянородный и перевез в Константинополь.

Ореховый Спас: традиции и обычаи праздника

К празднованию Третьего Спаса хозяйки начинали готовиться накануне. С вечера ставили опару, чтобы рано утром испечь каравай из муки нового урожая. Отсюда и другое название праздника – Хлебный Спас. Название «ореховый» появилось из-за того, что к этому времени поспевают орехи, которые на Руси считали символом богатства и благополучия. В старину верили, что если носить с собой орех – двойчатку или тройчатку (на одной веточке два или три ореха), ‒ то недостатка в деньгах никогда не придется испытывать. С 29 августа начинали собирать орехи и заготавливать их на зиму. Сбор мог длиться несколько дней. Богатый урожай ореха предвещал хороший урожай ржи в следующем году.

В честь Нерукотворного образа праздник ещё называли «Спасом на холсте», «Спасом на полотне», «холщовым Спасом». В селе Зеленые Горы (Нижегородская область) в этот день проводилась ярмарка, на которой торговали разными тканями. Отсюда и общеизвестная поговорка: «Первый Спас – на воде стоят, Второй Спас – яблоки едят, Третий Спас – на зеленых горах холсты продают ».

В народе Третий Спас считался полупраздником. Отмечали его в основном женщины. После этого дня начинали сеять озимый хлеб. В старину на поля своих мужей хозяйки провожали с хлебом и солью. На телегу клали три снопа, а на них мешки с рожью, предназначенной для посева. Засевальщика на поле встречали ребята с пирогом и гречневой кашей. Потом эти угощения съедали всей семьей.

В этот день загадывали о сроках посева яровых. Для этого из трех колосков дожинного снопа брали зерна и закапывали их в поле в трёх разных местах. Затем примечали: «Если раньше и лучше зайдут зерна из первого колоса, то посев должен быть ранним, второго – средним, третьего – поздним».

Ещё на Третий Спас чистили целебные источники, святили новые колодцы, пили подземную воду, обходили кругами колодцы, как бы замыкая теплое время.

Приметы, суеверия и поговорки на Третий Спас

  1. Третий Спас хлеба припас.
  2. Третий Спас – всем праздникам праздник (урожай собран, можно накрыть богатый стол).
  3. Если к Третьему Спасу улетели журавли, то под будут морозы; если нет – зима будет поздняя.
  4. Ласточки отлетают в три раза, в три Спаса.
  5. Если на Третий Спас вода в водоёмах спокойная, то осень будет тихая, а зима без метелей.
  6. Змеи в этот день уходят в норы.

Видео: Третий Спас – хлебный, ореховый

В летнее время православные люди придерживаются который продолжается ровно три недели. Заканчивается он наступлением трех Спасов. Самый первый - это который празднуется 14 августа. Через пять дней, 19 августа, приходит пора Самый последний, третий - это Ореховый Спас, в народе его также называют Хлебным. Отмечается он перед наступлением осени - 29 августа.

История возникновения

Ореховый и Хлебный Спас впервые отмечался еще в 944 году. Именно 29 августа, по приказу византийского императора Константина, Образ Спасителя появился в Константинополе. Служащие перенесли его из древнейшего города Эдессы.

Православные традиции

В России Ореховый и Хлебный Спас не принято отмечать как-то по-особенному. Обычно этот день почитают только глубоко православные люди. Что нельзя сказать о который в нашей стране достаточно популярен.

С древних времен 29 августа было принято трудиться. Никто не устраивал себе выходных дней, не позволял себе расслабляться и праздновать. Как правило, все вокруг были заинтересованы в сборе урожая и работе на полях.

Единственное, что происходило в этот день - устраивались народные ярмарки. Существовало поверье, что именно в этот день торговля будет как никогда плодотворной. На тот момент каждый человек брал во внимание следующую формулу:

  • Первый, Медовый Спас стоит на воде.
  • Яблоками довольствуются на второй Спас.
  • Третий Спас - хлеба припас.

После тяжелого рабочего дня крестьяне баловали себя праздничным ужином.

Что должно быть на столе в этот день?

Третий принято отмечать за столом круглой формы в кругу самых близких людей. Домохозяйки тщательно готовились к ужину и старались удивить своих гостей пирогом с орехами. Обязательным атрибутом на столе был хлеб. Предварительно его относили освящать в церковь. Божий «подарок» нельзя было резать ножом, все гости отламывали от него небольшой кусочек и съедали.

Такая условная традиция существует и сегодня. Но хлеб нельзя покупать в магазине, его хозяйка должна испечь самостоятельно.

Еще один важный атрибут на праздничном столе - это ореховая ветка. Она выступала как символ этого священного дня. Их также предварительно относили в церковь. Считалось, что после освящения они наделялись мощной силой. Эту ветку необходимо было занести в дом в Ореховый и Хлебный Спас и оставить её там на весь год. Согласно древней традиции, этот оберег приносит в дом счастье.

Мужчины отмечали этот праздник крепким пивом, но выпивали за праздничным столом не более одного большого бокала. Они растягивали его на весь вечер. В этот день также было принято ходить в гости к близким людям с праздничным пирогом. Считалось, что если человек не съест в данный день ломоть такого каравая, то будущий год у него пройдет неудачно.

Обычаи

Существует несколько примет, которые принимают свою силу в Ореховый и Хлебный Спас.

  • Считается, что именно после Орехового Спаса больной человек может излечиться, а здоровый - укрепить свое здоровье. Для этого в дом необходимо принести веник, изготовленный из орешника, и повесить его на дверь.
  • Именно 29 августа принято очищать и освящать воду. К каждому колодцу в деревнях подходил священник и осуществлял свой обряд. Со следующего дня подземную воду считали целебной.
  • Накануне священного праздника было принято очищать душу и тело. Вечером, перед сном, люди ходили в баню и парились с веником. Днем же было принято ходить в церковь замаливать грехи. Очищенные изнутри и снаружи, православные люди встречали праздник.
  • Рекомендуется именно в этот день сеять рожь на зиму, тогда урожай будет богатый. Старую же рожь снимают и делают из неё муку.
  • Утром, перед завтраком, произносилась домашняя молитва. Как правило, женщины оставались дома, а мужчины уходили работать в поля.
  • Бабушки в праздник готовили лекарство на всю зиму - специальную ореховую настойку против простудных заболеваний. После чего на три недели они ставили её в темное прохладное место.

Приметы

Наступление Орехового Спаса можно узнать и по нескольким народным приметам:

  • Было замечено, что в этот день последний раз дают о себе знать самые красивые птицы - ласточки и журавли. Считалось, что если они улетят, то зима будет морозной. Если после этого дня они останутся еще на некоторое время, зима будет теплой.
  • Если 29 августа Ореховый Хлебный Спас сопровождается дождем с сильной грозой, урожай будет большим.
  • Считалось, что если в этот день стоит сухая жара, осень и зима будут бедными.

В первый, второй и третий Спас было принято крестить детей. Люди верили, что если сделать эту процедуру именно в священный праздник, то кроха будет находиться под защитой Спасителя. Хорошей приметой считалось и строительство нового колодца. Люди, желающие укрепить свое здоровье, делали веники из орешника и ходили с ними в баню.

Как празднуют сейчас?

Конечно же, многие традиции уже утеряны, и этот священный праздник давно уже не отмечают так, как отмечали раньше. Никто не приносит в дом ореховые ветки и не ходят в церковь для того, чтобы освятить хлеб. Многие в этот день продолжают работать и заниматься земельными делами. Однако остались еще глубоко православные люди, которые помнят о существовании праздника. Они пекут пироги и угощают ими своих соседей, родственников и друзей. Люди собираются в теплом семейном кругу за чашечкой чая.

Плейкаст "Ореховый и Хлебный Спас" отправляет друг другу молодежь в социальных сетях. Одновременно с этим они изучают особенности праздника. В некоторых школах проводят познавательные классные часы.

Поздравления

Практически в каждом доме звучат в Ореховый Хлебный Спас поздравления. Люди желают друг другу хороших урожаев, тепла и добра. Молодым парам, которые не так давно вступили в брачный союз, было принято дарить ситцевую пеленку, желая им скорейшего появления наследника.

Также звонко звучат в Ореховый и Хлебный Спас стихи собственного сочинения. Обычно их произносят в храмах и на тематических классных часах в школах. Например, можно услышать такие:

Хлебный Спас пришел в наш дом,

Он принес уют и радость.

И оставит на потом

Все несчастья и утраты!

Можно поздравить и в прозе, например, сказать близким людям: "В этот священный праздник мы хотим пожелать, чтоб ваш дом был полон любви, добра и понимания".

Уже прошло более десяти столетий, как появился этот праздник. Конечно, многие традиции, существовавшие ранее, уже утеряны и не соблюдаются, так же как и народные приметы. Однако в церковном календаре Ореховый Спас по-прежнему считается Поэтому каждый верующий человек должен поздравить с этим великим днем своих близких людей.

Несмотря на то что данный праздник уже не пользуется такой популярностью, как несколько столетий назад, в этот день по-прежнему двери храмов открыты для православных людей. 29 августа проводятся службы и священные обряды.

Дата по старому стилю: 16 августа В народном календаре на этот день выпадает Третий Спас — Спас Нерукотворный. Полное название этого праздника — Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа. Нерукотворным образом называют особый тип изображения Христа, представляющий его лик на убрусе (платке) и на глиняной доске. Традиция такого изображения идет о сказании о Нерукотворном образе, который появился на полотенце, после того как Иисус, умывшись, вытер им лицо.

Это народный праздник, который у православных христиан посвящен Спасителю, а в народе Третий Спас зовется также Хлебным, Холщевым, Ореховым, Малым и, наконец, Спас на полотне. В этот день празднуется и перенесение Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа в Константинополь, и начало сбора орехов, крестьяне сеют озимую рожь, а горожане начинают торговать полотнами и холстами.

С этого дня также начинают печь хлеб из зерновых нового урожая. Совсем недавно отпраздновали Успение Пресвятой Богородицы и закончили жатву. Существует множество пословиц про хлебный спас: «Третий Спас - хлеба припас», «Коль хорош третий Спас, будет зимой квас».

Третий Спас называли также Ореховым. К этому времени в лесах созревали орехи, начинался их сбор. Старики загадывали детям загадки об орехах: «Нагни меня, ломи меня. Сломишь — гладко, расколешь — сладко»; «Ни окон, ни дверей, посередине — архирей»; «Маленький мужичок — костяная шубка».

Ярко и радостно гуляют на Третий спас на городских ярмарках, отмечая еще и окончание Успенского поста. В прежние годы вера была неотъемлемой частью жизни российского народа, а потому народные гулянья, чаще всего, совпадали с православными праздниками. Вот и на Хлебный спас хозяйки пекут из новой муки хлеба да пироги, добавляют в блюда свежие орехи и мед и потчуют родных и знакомых.

Улетают ласточки,
Покидают нас,
И пришел ореховый,
Третий самый Спас.

Караваи новые
Подавай на стол,
Встретим осень ласково,
Спас не зря пришел!

Закончен пост Успенский,
Спаситель на пороге...
В народе кличут Третий:
Ореховый и Хлебный.

И радостно и ярко
На Третий спас гуляют.
Орехами и хлебом
Всех дружно угощают.

И все спешат поздравить
Друг друга с Светлым Спасом
И пожелать достатка
И дома — полной чаши.

Пусть будет много счастья,
Не будет места скуке.
Останутся пусть в прошлом
И горести, и муки!
(pozdravok.ru)

Что святить в церкви на ореховый спас?

Конечно, святят орехи. На Руси к третьему спасу поспевали лесные орехи, их и несли в церковь. Сегодня можно проделывать подобное с любыми покупными орехами, даже теми, что не произрастают в нашей местности. Ведь главное не плод, а чистая молитва.

В день Третьего Спаса крестьяне совершали «досевки», т.е. сеяли озимую рожь. После общей домашней молитвы хозяйки провожали мужей на поля с хлебом и солью; при этом на телегу укладывали три снопа, а сверху помещалась предназначенная для посева рожь в мешках. На поле засевальщиков встречали ребята с гречневой кашей. После посева озимого хлеба пирог и каша съедались всей семьей.

Рецепты к Ореховому Спасу

Прошел Медовый Спас, Яблочный Спас, а третий Спас будет 29 августа. В народе третий Спас называли Ореховым, Хлебным Спасом. Ореховым - потому что к этому дню обычно созревают орехи. Хлебным - потому что накануне отмечалось Успение Пресвятой Богородицы, с которым связывалось окончание жатвы хлебов. В этот день пекли пироги из муки нового урожая. К этому дню крестьянки заканчивали белить домашние полотна, освящали их святой водой, после чего уже начинали продавать.

С этим днем связаны поговорки: Третий Спас хлеба припас, Коль хорош третий Спас, будет зимой квас.

Салат фруктовый с орехами
яблоки 2-3 шт.
сельдерей 1 стебель
грецкие орехи 100 г
салат зеленый 100 г
майонез 1/4 стакана
лимон 1/4 шт
Яблоки нарезать кубиками, очень мелко нарубить сельдерей. Очищенные грецкие орехи разломать на кусочки. Все смешать и заправить майонезом. Листья салата перебрать, обмыть, сбрызнуть лимонным соком и выстлать ими тарелку или блюдо, а сверху горкой уложить заправленный салат.

Желе из грецких орехов
ядра грецкого ореха 250 г
молоко 1 стакан
песок 100 г
желатин 20 г
Ядра грецкого ореха истолочь, высыпать в кипящее молоко, проварить 5 минут. Процедить через сито, добавить сахар, довести до кипения, влить замоченный в воде и растворенный в горячем молоке желатин, размешать, вылить в форму и охладить.

Карп (или сазан), фаршированный орехами
рыба 1-1,5 кг
репчатый лук 1 кг
подсолнечное масло 1 стакан
перец красный молотый, соль, корицы
крупно толченые грецкие орехи 1-1,5 стакана
зелень петрушки
лимон 1/2 шт
томат-пюре 1/2 ст. л
Карпа выпотрошить, хорошо промыть, посолить. Лук нарезать ломтиками и поджарить в подсоленчном масле (неполный стакан). Посолить, добавить красный молотый перец, корицу, черный перец, грецкие орехи, мелко нарезанную зелень, ломтики лимона. Все хорошо перемешать; половиной получившегося фарша наполнить подготовленного карпа; остальной фарш выложить на противень. Сверху уложить карпа, полить 2-3 ст. л масла. Томат-пюре развести с 1/2 стакана воды и полить карпа. Запекать не более 40 мин при средней температуре.

Говядина с орехами
говяжья вырезка 1 кг
очищенные грецкие орехи 1 стакан
лук 2-3 шт.
соль, перец, специи всевозможные (по вкусу)
Мясо режем ломтями поперек волокон как на отбивные, перчим, солим, обсыпаем пряностями и специями, затем жарим на сковороде до появления золотистой корочки. Снимаем со сковороды мясо и на том же жиру жарим лук, незадолго до готовности лука прибавляем к нему орехи и жарим лук до золотистого цвета, хорошенько помешивая, чтобы не пригорели орехи, солим лук и орехи. Берем глубокую сковороду или толстостенную кастрюлю и укладываем слоями мясо и лук с орехами, заливаем кипятком и тушим на медленном огне до готовности мяса.

Пирожное "Ореховые соты"
100 г сливочного малса или маргарина
100 г сахара
2 ст. л орехового ликера
2 яичных желтка
1 ст. л сметаны крем-фрэш
100 г молотых лесных орехов
150 г муки
50 г крахмала
мука для формирования
200 г лесных орехов
Размягченное масло, сахар, желтки, крем-фрэш хорошо взбить, добавить молотые орехи, муку, крахмал и все хорошо вымешать. Тесто накрыть пленкой и поставить в холодильник на 1 час. Разделить тесто на 3 части, каждую раскатать на доске в пласт толщиной 5 мм и разрезать на квадратики со стороной 3 см. В середину каждого квадратика положить лесной орех и слегка защипнуть с четырех сторон, чтобы получи-лась корзиночка. Затем три корзиночки соединить по центру. На противень, выстеленный бумагой, разложить пирожные и выпекать в течение 5-10 минут в духовке, нагретой до температуры 180° С, затем остудить на противне. На заметку. Светлое и более округлой формы ядро лесного ореха содержит около 60% масла и 14% белка. Лесные орехи необходимо использовать в течение года, так как они быстро прогоркают. Вкус ореха можно улучшить прокаливанием на сухой сковороде. Примечание. Если во время работы тесто прилипает к посыпанной мукой поверхности, раскатайте его на доске, посыпанной сахаром.

Торт с ореховым кремом
для теста:
5 яичных желтков и 5 белков
5 ст. л. теплой воды
175 г сахара
щепотка соли
150 г муки
2 ч. л. разрыхлителя
100 г молотых грецких орехов
масло для смазывания
мука для посыпки
Для начинки и украшения:
растительное масло для смазывания
175 г сахара
16 очищенных половинок грецких орехов
150-200 г измельченных грецких орехов
1 л сливок
1-2 ст. л. сахарной пудры
1 пакетик ванильного сахара
2-4 ст. л. орехового ликера или коньяка
Желтки взбить с водой и сахаром в пышную массу, белки взбить с солью в крепкую пену. Взбитые белки вы-ложить на желтковую массу и смешать с мукой, разрыхлителем и орехами. Дно разъемной формы диам. 26 см смазать маслом, посыпать мукой, выложить тесто. Выпекать 35-40 минут в духовке при температуре 180° С. Остудить на кухонной решетке. Противень выложить фольгой, смазав ее растительным маслом. Сахар, помешивая, карамелизировать на сковороде до светло-желтого цвета, окунуть в него половинки грецких opexoв и остудить их на кухонной решетке. Измельченные орехи смешать с карамелью, тотчас намазать на фольгу. Карамель остудить и как можно мельче раскрошить Сливки взбить с сахарной пудрой и ванильным сахаром в крепкую пену и 1/4 этой массы отложить. 3/4 засахаренных орехов смешать с оставшимися сливками. Kорж разрезать на 3 части, пропитать ликером и намазать сливочным кремом с засахаренными орехами. Собрать торт и смазать со всех сторон оставшимся кремом, сбоку украсить засахаренными орехами. Наметить 16 порций и каждую украсить половинкой грецкого ореха.

Буше с орехами
мука 110 г
сахар 100 г
яйца 6 шт.
уксусная эссенция 2 капли
кислота лимонная
повидло 1 стакан
орехи жареные 0,5 стакана
фрукты, цукаты
Бисквитное тесто (чётное число кружков) отсаживают с помощью отсадного мешочка на шероховатую бумагу, помещённую на противни. Выпекают, охлаждают и отделяют от бумаги. На каждый кружочек кладут повидло, смешанное с орехами, накрывают другим кружочком и склеивают между собой. Верхнюю поверхность пирожного смазывают повидлом, посыпают орехами, а в серединку кладут цукат или ягодку, кусочек фрукта, обмакнутого в горячий сахарный сироп.

Торт из кекса с ореховым кремом.
для основы торта:
500 г кекса без изюма
Для начинки:
100 г грецких орехов
100 г миндаля
2-3 шт горького миндаля или его эссенции
2 cm. ложки сахара
2 стакана 35%-ых сливок
2 ч. ложки желатина
3-4 cm. ложки холодной воды
Для украшения:
1/2-1 cmакана 35%-ыx сливок
50 г очищенных грецких орехов
Дно и боковые стенки разъемной формы выложить тонкими ломтиками кекса. Очищенный от оболочек миндаль и грецкие орехи мелко изрубить и смешать с сахаром. Желатин вымачивать в воде примерно 30 минут и развести на водяной бане. Сливки взбить в крепкую пену, добавить подготовленные орехи и миндаль, затем разведенный охлажденный желатин. Крем заправить тертым горьким миндалем или его эссенцией. Сливочный крем вылить в подготовленную форму, покрыть оставшимися ломтиками кекса и поставить на 2-3 часа в холодильник. Перед сервировкой выбить торт из формы на блюдо и украсить сливками и грецким орехом.

Пудинг из творога с орехами
творог 1 кг
сухари пшеничные 1 стакан
сахар 1 стакан
яйца 5 шт
изюм 150 г
грецкие орехи 250 г
сливочное масло 100 г
сметана или варенье 300 г
Творог отжать, протереть через решето и уложить в кастрюлю. Добавить яичные желтки, растертые с сахаром и размягченным сливочным маслом, все хорошо перемешать. Положить толченные пшеничные сухари, соль, ваниль, мелко нарубленные орехи, изюм и снова все перемешать. Затем, помешивая массу сверху вниз, ввести взбитые в густую пену яичные белки. Металлические формы обсушить, охладить, смазать сл. маслом, обсыпать сахарным песком и наполнить творожной массой на 3/4 высоты. Формы закрыть, поставить в кастрюлю с кипящей водой и варить от 30 до 90 мин - в зависимости от величины формы. Если поднявшийся пудинг упругий и слегка отстает от краев, значит, он готов.

Ореховый соус
100 грамм грецких орехов растолочь вместе с тремя зубчиками чеснока, посолить по вкусу, затем, влить тонкой струйкой растительное масло (150 грамм) и постоянно помешивая, растирать, пока не получится крем-соус. С ним получаются вкусные сытные бутерброды, его можно подавать к холодному мясу или заправить салатную зелень.

Ореховый торт
Это очень простой рецепт, и, самое главное, Вам не нужно будет печь торт в духовке.
Для этого торта можно использовать готовое печенье - 300 грамм. Чайную ложку крахмала и чайную ложку муки смешайте и постепенно влейте полстакана холодного молока. Отдельно вскипятите стакан молока и, медленно помешивая, влейте в него приготовленную массу. Когда крем загустеет, снимите кастрюлю с огня и остудите.
300 грамм сливочного масла, полтора стакана сахара и яйцо разотрите и смешайте с остывшим молочным кремом. Добавьте ванилин или натертую на терке лимонную цедру. Только после этого всыпьте в крем измельченное печенье и 2 стакана орехов. Размешайте, выложите в форму и поставьте в холодильник на несколько часов. Подавая на стол, украсьте орехами.

Ежегодно в августе принято отмечать Спасы - народные и православные праздники. Узнав больше о последнем, Третьем Спасе, вы и сегодня сможете встретить этот день по старым заветам наших предков.

Конечно, некоторые традиции и приметы могут устаревать. Но большинство из них спустя столетия остаются все также правдивы и полезны. И в наши дни можно отметить народный праздник Орехового Спаса так, как это делали раньше в деревнях и селах, привлекая в дом уют, изобилие и благополучие.

Спасы или Спасовки — это народные торжества, завершающие лето. Они связаны с церковными праздниками, посвященными Христу, отсюда и их общее название: «Спас» — от слова «Спаситель».

Всего в августе принято отмечать три Спаса — Медовый, Яблочный и Ореховый. Таким образом Ореховый Спас отказывается в этой тройке последним — его отмечают 29 августа. За что он и носит название Третий. Но есть и другие наименования этого замечательного народного праздника.

Ореховый Спас

Орехи — это то блюдо, которым было принято отмечать этот день. На Медовый Спас ели мед, на Яблочный — угощались блюдами из яблок. Также и на Ореховый (или Орешный) Спас старались потчевать домочадцев и гостей угощениями, принятыми именно в эту дату. И если первые два Спаса были праздничными днями, то Третий считался полупраздничным. Так что орешки в этот день приветствуются и сегодня.

Хлебный Спас

В конце августа принято было в первый раз выпекать хлеб из нового урожая — собранного только в этом году: Третий Спас хлеба припас , так говорили в народе. В этот день обязательно нужно поесть свежего хлеба. И молитвой поблагодарить Небеса за хлеб на столе.

Холщовый Спас

Это еще одно название Орехового Спаса. Звали его также Спас на холстах, Спас на полотне, Полотняный Спас — потому что с этого времени было принято устраивать торги, на которых выставляли домотканые холстины.

Холодный Спас

Наконец, Холодный, Осенний Спас — связан был с календарным циклом народа. Лето заканчивалось, а значит, наступала пора осени. В это время наблюдали за перелетом птиц: начинаясь, он возвещал осень.

Помните о народных праздниках и приметах на Ореховый Спас ; некоторые из них способны предупредить о беде, а другие — принести в дом деньги. Желаем вам благополучия, и не забывайте нажимать на кнопки и

23.08.2016 04:16

В последний месяц лета, православные верующие отмечают три крупных праздника, три Спаса — Медовой, Яблочный и Хлебный. Узнайте, ...

Одним из самых строгих постов в православном христианстве является — Успенский. Две недели верующие воздерживаются телесно и духовно, чтобы...