Объективные методы исследования больных, план обследования больного пациента. Субъективный метод Какой метод психологии считается объективным

Субъективный метод заключался в описании явлений сознания в процессе самонаблюдения. Этот метод получил название «интроспекция» (от лат. introspectare - гляжу внутрь, всматриваюсь). Метод интроспекции, начиная от трудов Р. Декарта тлДж. Локка (1632-1704) и до В. Вундта (1832-1920), был опорой учения о том, что сознание человека познается принципиально иначе, чем мир внешний, познаваемый с помощью органов чувств. Задача психологии виделась в том, чтобы путем внутреннего созерцания психических образов, мыслей, переживаний описывать формы душевной жизни и психических явлений. При этом изменение состояний сознания объяснялось действием особой силы духовной субстанции (первоосновы). Именно эта объяснительная позиция вызывала наибольшую критику, поскольку исключала объективное, причинное объяснение психических процессов как продуктов объективного развития, а также постановку вопросов о происхождении психики и ее объективных механизмах.

Уже родоначальник позитивизма О. Конт (1798-1857), обосновывая необходимость объективного метода в науке, выступал против метафизических теорий, объясняющих наблюдаемые факты душевной жизни действием особых субстанций. Он считал, что внутреннее наблюдение порождает почти столько же разноречивых мнений, сколько есть людей, верящих, что они им занимаются. Основным методом психологии, по мнению Конта, должно быть «наблюдение вне себя». Эти идеи оказали огромное влияние на формирующуюся в тот период экспериментальную психологию, которая занималась исследованием психофизиологии ощущений (Мюллер, Вебер, Фехнер, Т. Юнг, Гельмгольц, Геринг и др.) и не обращалась к психологии сознания. Тем не менее исследования души, сознания не могли совсем уйти из сферы интересов психологов.

В конце XIX - начале XX века в рамках интроспективной психологии было выдвинуто несколько теорий психологии сознания. К ним относятся теория элементов сознания Вундта и Тит-ченера (1857-1927), психология актов сознания Брентано (1838- 1917), теория «потока сознания» Джемса (1842-1910), гештальт-психология Вертгеймера (1880-1943), описательная психология Дильтея (1833-1911). Различие между этими теориями было вызвано, главным образом, тем, что конкретно принимали их создатели за основную задачу и предмет психологии. Создатели структурной психологии Вундт и Титченер основной задачей полагали изучение «непосредственного опыта» человека. Основным методом для них оставался метод интроспекции. Понимая его недостатки, Вундт стремился сделать самонаблюдение более надежным. Он впервые ввел приемы экспериментальных методов в организацию целенаправленного самонаблюдения, для чего предпринимал специальные тренировки испытуемых. У них вырабатывался специальный навык самоотчета о том, что они непосредственно осознают в момент предъявления раздражителя.


В противоположность Вундту создатель теории актов сознания Ф. Брентано считал предметом психологии особую психическую активность, умственные действия или акты, а задачей психологии - реконструкцию связанных с этим переживаний индивида. В результате в рамках Вюрцбургской школы метод интроспекции был соединен с методом ретроспекции (от лат. retro - обратно, назад и spectrare - смотреть), т.е. последующим воспроизведением того, что прежде испытывалось субъектом при решении им умственных задач.

Однако, несмотря на теоретические различия и взаимное неприятие идей друг друга, все теории интроспективной психологии объединяло то, что они изучали не реально взаимодействующего с окружающим миром человека, а только его сознание. В результате в начале XX века наметился кризис интроспективной психологии, поскольку она оказалась бессильной перед многими практическими задачами, выдвигаемыми развивающимся капиталистическим обществом: требовалась разработка средств, позволяющих контролировать поведение человека и повышать производительность его труда, появилась необходимость определять способности человека к той или иной профессии, к обучению и т.д. Интроспективный метод абсолютно не годился для решения этих задач. Кроме того кризис психологии сознания был вызван и результатами исследований в области невропатологии и психиатрии. Исследования Ж. Шарко (1825-1893), П. Жане (1859-1947) и 3. Фрейда (1856-1939) убедительно доказали, что у человека кроме сознательных существуют неосознаваемые психические явления. Сильное влияние на новую ориентацию психологии оказало также эволюционное учение Ч. Дарвина (1809-1882), доказавшее необходимость рассматривать психические явления в их взаимосвязи с окружающей средой, и учение И.П. Павлова (1849-1936) об условных и безусловных рефлексах.

Под влиянием идей Павлова и Дарвина французский психолог А. Пъерон (1881-1964) разрабатывает объективную психологию и выдвигает тезис о том, что живые существа имеют два фундаментальных свойства - способность ощущать и способность действовать, контактировать с окружающей средой. Эти две стороны образуют единство, т.е. психика и действие неотделимы друг от друга. Отсюда Пьерон делал вывод, что все психологические термины и понятия должны быть рассмотрены с двух сторон - как извне наблюдаемые действия и как внутренние субъективные состояния (психические явления, переживания человека). Идеи Пьерона позволили иначе подойти к проблеме субъективного и объективного методов наблюдения.

Осмотр больного начинается еще в процессе сбора анамнеза, когда невольно обращается внимание на положение больного (активное, пассивное, вынужденное), его общий вид, особенности открытых частей тела - головы, лица, рук, манеру больного говорить и держаться, его жесты, мимику и т. д. Так, например, больные с крупозным воспалением легких лежат преимущественно на больном боку, что уменьшает у них одышку, создавая оптимальные условия для экскурсий здоровой половины грудной клетки. Боли в боку при сухих плевритах также часто вынуждают больного лежать на больном боку, так как это ограничивает болезненные дыхательные движения.

Особое диагностическое значение имеет осмотр грудной клетки, наблюдение за типом, характером и частотой дыхания. Нужно помнить, что соотношение между частотой дыхания и пульсом в норме обычно составляет 1:4. Важное значение имеет наблюдение за длительностью вдоха и выдоха: вдох удлиняется при сужении в области гортани и трахеи, когда появляется своеобразный свистящий шум инспираторного характера (стридор). Стридор может быть следствием отека голосовых связок, рака гортани, трахеи, аспирации инородных тел. В свою очередь, выдох удлиняется при спазме мелких бронхов, бронхиол. Бочкообразное изменение формы грудной клетки может свидетельствовать об эмфиземе легких. Дыхательная недостаточность проявляется участием в акте дыхания вспомогательной, в частности шейной, мускулатуры. Западение, втяжение участков грудной клетки часто является следствием ателектаза или склерозирования легких.

Определенное диагностическое значение имеет цвет кожи и видимых слизистых. При легочно-сердечной недостаточности гипоксемия лучше всего выявляется по цианозу языка. Сухая шелушащаяся кожа может явиться проявлением гиповитаминоза А у лиц, предрасположенных к хроническому течению катаров дыхательных путей. Аллергический дерматит иногда сопутствует бронхиальной астме. Выраженная сеть мелких вен на коже груди встречается в местах плевральных сращений и т. д.

Имеет значение и осмотр сравнительно отдаленных от груди областей тела. Так, варикозное расширение вен и односторонняя пастозность голени нередко указывают на тромбофлебит глубоких вен - источник эмболий в систему легочной артерии. Пальцы в виде «барабанных палочек» и ногти в форме «часовых стекол» часто встречаются при гнойных процессах в легких (бронхоэктазы, абсцесс и др.), а также при хронической легочно-сердечной недостаточности.

Пальпация . Диагностическое значение имеет повышение резистентности грудной клетки при пневмонии, экссудативном плеврите и плевральных сращениях. Пальпация позволяет уточнить уплощение или выпячивание в над- и подключичных областях, которые свидетельствуют об уменьшении объема верхушки легкого или об эмфиземе. Пальпаторно можно выяснить колебания грудной стенки, связанные с трением плевры и с крупнопузырчатыми влажными хрипами, а также установить зоны гиперальгезии при плеврите или у больных туберкулезом.

Важное значение имеет пальпаторное определение голосового дрожания грудной клетки, его выраженность и симметричность, усиление или ослабление. Следует помнить о неравномерности голосового дрожания в норме. Оно больше выражено в верхней части грудной клетки. Справа вверху голосовое дрожание сильнее, чем слева, так как правый бронх сравнительно короче и соединяется с трахеей более прямым путем, что облегчает условия проведения звука. Усиление голосового дрожания определяется при уплотнении легочной ткани различного, чаще всего воспалительного, происхождения. В свою очередь, ослабление голосового дрожания говорит о том, что между легкими и грудной стенкой расположен какой-то плохо проводящий звуки субстрат (экссудат, массивные плевральные сращения, опухоль).

Перкуссия . В норме над легкими при перкуссии определяется так называемый ясный легочный звук, который зависит от содержания воздуха в легких и их эластичности. Так, над правой верхушкой перкуторный тон несколько укорочен из-за более низкого стояния верхушки легкого; во втором-третьем межреберьях слева укорочение перкуторного звука зависит от близлежащего сердца, а в нижнелатеральной области справа из-за близко расположенной печени. Патологическое притупление перкуторного тона чаще всего является показателем инфильтрации легочной ткани за счет воспалительной экссудации в альвеолах. Обычно притупление удается обнаружить, если очаг инфильтрации имеет не менее 3 см в диаметре и расположен субплеврально. Над областью скопления жидкости при перкуссии обычно определяется тупой звук («бедренная тупость»), верхняя граница которого при экссудативных плевритах располагается по так называемой линии Дамуазо. Для гидропневмоторакса характерна четкая горизонтальная граница между тупостью и тимпаническим тоном.

Аускультация . Дыхательные шумы классифицируются по соотношению силы и звучности вдоха и выдоха. Над здоровыми легкими выслушивается везикулярное дыхание, которое возникает в результате дрожания легочных альвеол. Над трахеей и главными бронхами и у здорового человека выслушивается бронхиальное дыхание, которое является следствием вибрации слоя воздуха в трахее и главных бронхах. Оно является результатом резонирования столба воздуха при прохождении последнего под давлением через физиологические сужения, к чему добавляется дрожание самих бронхов (шириной до 3 мм), действующих подобно резонаторам.

Появление бронхиального дыхания в необычных местах - патологический симптом, который объясняется проведением дыхательного шума с трахеи и крупных бронхов обычно в результате уплотнения участков легочной ткани, расположенных между грудной клеткой и воздухопроводящими путями крупного калибра. Негомогенный характер инфильтрации, ее расположение в легочной ткани в виде отдельных участков уменьшает проведение бронхиального дыхания.

Как бы переходным между везикулярным и бронхиальным является так называемое жесткое дыхание (с удлиненным выдохом). Оно встречается при начальных изменениях в бронхах, при фиброзных изменениях в легочной ткани. Прерывистое, как бы толчкообразное везикулярное дыхание определяется как саккадированное; оно встречается при ограниченных воспалительных процессах в легких, связанных с одновременным поражением бронхов (например, при туберкулезе в области верхушек легких). Дыхание может быть ослабленным, что связано как с легочными, так и внелегочными причинами (например, эмфизема легких, вы- потной плеврит, лихорадочное состояние и др.).

Ослабление или отсутствие дыхания над отдельными участками легочной ткани может быть связано с отсутствием дыхательных экскурсий доли или всего легкого (например, при гиповентиляции, пневмотораксе). Равномерное ослабление дыхания над правой и левой половиной грудной клетки наблюдается при диффузной эмфиземе легких.

Для выявления шума трения плевры, хрипов (сухие, влажные и др.) следует выслушивать больного после легкого покашливания (вдох - выдох - кашель - вдох), предварительно объяснив больному, что и как он должен делать.

Хрипы по их характеру различают сухие и влажные. Влажные по калибру делятся на крупно-, средне- и мелкопузырчатые. Сухие хрипы более резкие, музыкальные, часто носят диффузный характер. Поскольку они возникают в бронхах различного калибра, то их характер, выраженность и распространенность обычно характеризуют различную степень бронхиальной обструкции. Наиболее выражены сухие хрипы на высоте приступа бронхиальной астмы. Их исчезновение при одновременном ослаблении. дыхания и сохранении удушья и картины тяжелой дыхательной недостаточности - прогностически неблагоприятно, так как свидетельствует о полной обструкции мелких бронхов. Этот грозный симптом - «немое легкое» - обычно имеет место при особо тяжелых астматических состояниях, требующих реанимационного пособия. Обструкцию дыхательных путей на уровне мелких бронхов и бронхиол с преимущественным затруднением выдоха следует отличать от сужения верхних дыхательных путей с преимущественным затруднением вдоха, когда выслушивается упоминавшийся выше своеобразный свистящий шум инспираторного характера - стридор.

Наличие экссудата в бронхах вызывает появление влажных хрипов. Если экссудат скопился в альвеолах, обычно говорят о крепитации. Истинную крепитацию следует отличать от ложной, так называемой сухой крепитации, которая связана с физиологическим ателектазом части альвеол и исчезает после нескольких глубоких дыхательных движений. Истинная крепитация в этих случаях сохраняется, она не исчезает также и после кашля.

По калибру влажных хрипов можно судить об уровне их возникновения. Так, мелкопузырчатые хрипы возникают на уровне бронхиол и мелких бронхов, среднепузырчатые хрипы характерны для поражения бронхов среднего калибра. Локальные крупнопузырчатые хрипы, которые мало изменяются после кашля, могут свидетельствовать о наличии полости (туберкулезная каверна, абсцесс и др.). Их выслушивание определяется рядом условий (размер полости не менее лесного ореха, наличие уплотненной легочной ткани в окружности, близость к грудной стенке, проходимость дренирующего бронха). В этих случаях над полостью может определяться также амфорическое (резонированное бронхиальное) дыхание.

Важное диагностическое значение имеет бронхофония, которая в известном смысле дублирует пальпаторное определение голосового дрожания. Некоторые клиницисты предпочитают определять бронхофонию при шепотной речи. По мнению А. Я. Губергрица (1972), бронхофония является более точным методом по сравнению с голосовым дрожанием, так как позволяет выявить даже небольшие очаги уплотнения в легких.

Шум трения плевры является важным и хорошо известным симптомом сухого плеврита. Если сочетается воспаление плевры и перикарда, могут выслушиваться плевро-перикардиальные шумы.

Известные трудности представляет разграничение нежного шума трения плевры и влажных мелкопузырчатых хрипов. Для отличия используют ряд приемов: 1) при сухом плеврите больной испытывает боли при глубоком дыхании и кашле; 2) от надавливания стетоскопом при выслушивании шум трения усиливается, а хрипы не изменяются; 3) если предложить больному, закрыв рот и зажав нос, втягивать и выпячивать живот, то вследствие движения диафрагмы создаются условия для появления шума трения плевры в нижних отделах грудной клетки, тогда как дыхательные шумы и хрипы не возникают; 4) после откашливания хрипы часто исчезают, а шум трения плевры остается.

Группа методов объективной психологии востребована более всего при организации психологических исследований. Основными методами группы по праву признаны наблюдение и эксперимент. К вспомогательным научно-исследовательским методам относятся: тестирование, опрос, анализ продуктов деятельности. Широкое применение в психологии нашли также методы математического моделирования и статистический анализ.

Метод наблюдения - это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения.

Наблюдение - это самостоятельный метод, но чаще всего он используется в сочетании с каким-либо другим. Например, наблюдение может быть дополнением эксперимента. Сущность наблюдения состоит в том, чтобы замечать все мелочи, следить за осуществлением определенной деятельности, развитием ситуации, систематизировать и группировать факты.

В зависимости от положения исследователя по отношению к изучаемому предмету различают включенное и не включенное наблюдение.

Включенное наблюдение - это восприятие какого-либо явления изнутри, когда исследователь на время наблюдения становится членом организации. Не включенное наблюдение - наблюдение со стороны.

Различают также поисковое и стандартизированное наблюдение. В поисковом наблюдении задача заключается в том, чтобы обнаружить, выделить, однозначно описать признаки наблюдения. После выделения признаков производится их анализ. В стандартизированном наблюдении набор признаков уже задан в инструкции.

Например, вы наблюдаете за школьной тревожностью. Каковы ее очевидные признаки? Один из самых ярких признаков - обыкновенная дрожь. В состоянии тревожного возбуждения дрожат не только руки, но и мышцы голосовых связок, что придает голосу характерную неровную интонацию. Другим признаком тревожности является покраснение или побледнение лица (так называемая сосудистая, или вазомоторная, реакция). У человека, который волнуется, часто бывают запинки в речи: синтаксический и интонационный сбой в произнесении фразы или оговорка.

Обозначим весомость каждого признака. Так, условимся, что за выраженную дрожь будем начислять 3 очка, за выраженную вазомотори-ку (взм) - 2 очка, а за единичную речевую запинку (зпк) - 1 очко. Тогда фрагмент типичного протокола наблюдения будет иметь следующий вид:

Таким образом, на данном отрезке наблюдения Петров получил 7 очков по шкале "экзаменационной тревожности", а Сидоров - 6 очков. 46

Часто на практике, исходя из ложного представления, что наблюдение - это самый простой метод, наблюдатели прибегают к стихийному и неорганизованному наблюдению под девизом "Надо присмотреться, может, что-нибудь увидим". Такое неорганизованное наблюдение ненаучно. При правильном, научном подходе к наблюдению оно характеризуется рядом признаков, которые делают его эффективным:

  • 1. Наличие цели и предмета наблюдения. Мы должны ответить себе на вопрос, за чем наблюдаем и с какой целью.
  • 2. Наличие процедурной схемы наблюдения, одинаковой для всех объектов наблюдения. Целесообразно планировать за один сеанс наблюдать не более чем за семью объектами одновременно.
  • 3. Наличие признаков наблюдения.

Один из основных недостатков наблюдения - субъективность восприятия того, кто организует наблюдение. Как избежать субъективности в наблюдении? Для этого наблюдение ведут обычно не менее двух независимых наблюдателей. При этом либо все наблюдатели одновременно производят "живое" наблюдение, либо просматривают видеозаписи. Ошибки вследствие колебания внимания, неправильного толкования инструкции по какому-либо признаку, допущенные одним экспертом, будут исправлены при согласовании с результатами других экспертов.

Эксперимент (от лат. - проба, опыт) - метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности.

Современная наука использует разнообразные виды экспериментов. Среди огромного количества экспериментов различного типа можно выделить два наиболее известных и распространенных: естественный (полевой) и лабораторный эксперименты.

Идея проведения естественного эксперимента принадлежит отечественному психологу А.Ф. Лазурскому. Естественный эксперимент проводится в естественных условиях жизнедеятельности людей. Люди, участвующие в естественном эксперименте, не подозревают о том, что они выступают в роли испытуемых.

Лабораторный эксперимент проводится в специально создаваемых и контролируемых условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры и приборов. Отличительной особенностью лабораторных экспериментов является строгое соблюдение условий исследования и точность получаемых данных. Научную объективность и практическую значимость получаемых в лабораторном эксперименте данных снижает искусственность создаваемых условий. Поэтому возникает проблема переноса полученных в лаборатории данных на реальные условия жизнедеятельности человека. Другими словами: моделирует ли экспериментальная ситуация реальную жизнь человека? Этот вопрос всегда остается открытым.

Планирование и организация эксперимента.

Планирование и организация эксперимента оказывают решающее влияние на качество полученных результатов. План эксперимента - это проект, который предлагает выполнение исследователем одних процедур и отказ от других.

При планировании и проведении эксперимента сопоставляются два или более факторов или переменных. Условие (фактор), изменяемое и контролируемое исследователем, называется независимой переменной. Условие, изменение которого изучается (наблюдается) в связи с изменениями независимой переменной, называется зависимой переменной.

Для нормального хода эксперимента, его чистоты и правильности результатов важно выявить независимые и зависимые переменные и исключить влияние любых иных факторов. Большая часть психологических экспериментов не может быть проведена в "стерильных" лабораторных условиях, поэтому в них не исключено присутствие неконтролируемых, случайных факторов. Необходимо также учитывать и искажения, которые могут возникать в ходе эксперимента из-за влияния самого экспериментатора.

Если экспериментальный план выполнен успешно и проведены соответствующие измерения, исследователь приступает к обработке полученных данных. Это предполагает представление результатов в виде таблиц, графиков, схем, диаграмм, рисунков, позволяющих интерпретировать собранные данные, анализировать и выявлять те или иные зависимости, делать выводы, разрабатывать рекомендации.

Таким образом, научный эксперимент предполагает восемь следующих этапов:

  • 1. Постановка цели и определение проблемы.
  • 2. Анализ имеющейся информации, условий, теоретических моделей и прикладных методов, способных решить выделенную проблему.

З. Формулирование гипотезы.

  • 4. Планирование и организация эксперимента.
  • 5. Анализ и обобщение полученных результатов.
  • 6. Проверка исходной гипотезы на основе полученных результатов и окончательная формулировка новых фактов или взаимосвязей.
  • 7. Объяснение проблемы и прогнозирование ее дальнейшего развития.
  • 8. Составление отчета об исследовании.

Нельзя недооценивать ни одного из указанных выше этапов, начиная с постановки проблемы и кончая составлением отчета.

Особенность этого метода состоит в том, что источником информации выступает словесное сообщение, суждение опрашиваемого. Различают разновидности опроса:

  • 1) анкетирование - совокупность упорядоченных по содержанию и форме вопросов или пунктов;
  • 2) интервью - устная беседа, очный опрос;
  • 3) беседа - обмен мнениями, разговор между психологом и респондентом.

Качество опроса в значительной степени зависит от того, насколько опрашиваемые могут и хотят искренне отвечать на поставленные вопросы. Нередки случаи, когда люди отказываются давать или намеренно искажают свою оценку тех или иных событий, затрудняются отвечать на вопросы о мотивах своего поведения.

Очень важно, как составлены вопросы. При подготовке вопросника нужно исходить из следующих правил формулирования вопросов:

  • 1. вопрос должен соответствовать целям и задачам исследования;
  • 2. каждый вопрос должен быть логически отдельным;

З. Формулировка вопроса должна быть понятна для всех опрашиваемых, поэтому следует избегать узкоспециальных терминов. Вопросы должны соответствовать уровню развития респондентов, в том числе уровню наименее подготовленных;

  • 4. не следует задавать слишком длинные вопросы;
  • 5. следует стремиться к тому, чтобы вопросы стимулировали респондентов к активному участию в опросе, повышали их интерес к исследуемой проблеме;
  • 6. вопрос не должен внушать ответ. Он должен формулироваться нейтрально;
  • 7. должен быть соблюден баланс возможных положительных и отрицательных ответов. В противном случае можно внушить респонденту направленность ответов.

Для более компактного расположения вопросов в анкете их часто представляют в табличной форме, хотя работа с таблицами вызывает у некоторых людей затруднения.

Оценивая в целом метод анкетирования, можно отметить, что он представляет собой средство первичной ориентировки, предварительной разведки. Полученные при анкетировании данные намечают направления дальнейшего изучения личности.

Интервью и беседа - более "психологичная" форма опроса, нежели анкетирование, так как в этом случае имеет место взаимодействие людей. Важнейшее условие успешности беседы состоит в установке контакта исследователя с респондентом, в создании доверительной атмосферы общения. Исследователь должен расположить опрашиваемого, вызвать его на откровенность.

Тестирование - метод, использующий стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу значений.

Длительное время к тестам в нашей стране относились критически. После постановления ЦК ВКПб "О педологических извращениях в системе Наркомпроса" (1936 г.) тесты в СССР были запрещены. Тесты критиковались за их слабую теоретическую обоснованность, за игнорирование индивидуальных особенностей человека и т.п. В настоящее время признано, что критиковать следует отдельные тестовые методики, но не метод теста как таковой.

Разработка научно обоснованного теста - дело трудоемкое и длительное. Использование тестов в практической работе требует специальной подготовки. Непрофессиональное использование тестов может принести вред личности из-за ложной интерпретации его данных.

Метод анализа результатов деятельности, или проективный метод

Основан на символическом переносе содержания внутреннего мира на внешний мир.

В рисунках, в почерке, в поделках из пластилина, в играх с игрушками, в выборе одежды, предметов интерьера и т.д. человек как бы проигрывает те впечатления, которые он получает в жизни. Особенно необходима подобная деятельность для дошкольников. Если какие-то сильные впечатления не проиграны, не нарисованы, т.е. не отреагированы, а подавлены, вытеснены в сферу подсознания, они могут превратиться в необъяснимую систему страхов и тревог, в источник внутреннего конфликта.

Использование проективных методов предполагает серьезную психологическую подготовку. Для того чтобы сделать обоснованные выводы об эмоциональном состоянии человека и его личностных особенностях на основе анализа рисунков, особенностей почерка, необходим высокий профессионализм специалиста.

Методы математической статистики.

Математические методы в психологии используются как средство повышения надежности, объективности, точности получаемых знаний. Основное применение эти методы находят на этапе постановки гипотезы и ее обоснования, а также при обработке полученных в исследовании данных.

Математические методы используются в психологии не в качестве самостоятельных, а включаются как вспомогательные на определенном этапе эксперимента. Данные методы становятся необходимыми, когда в эксперименте исследователь работает одновременно с несколькими переменными, с набором гипотез, предполагающих вовлечение в исследование большого массива эмпирических данных.

Ряд формальных характеристик имеет количественную определенность. Однако большинство психологических явлений, процессов, свойств такой количественной определенности не имеют. Часто исследователю важно определить не только их наличие или отсутствие, но интенсивность проявления. Для этого исследователь специально приписывает количественные показатели качественным признакам. Такая процедура носит название классификации, или измерения.

Инструментом измерения выступает шкала, которая должна упорядочить данные. С помощью заранее разработанных шкал могут быть измерены все, даже самые сложные психологические явления.

Психологи традиционно используют такие методы математического анализа, как простые и комбинационные группировки, расчет средних величин, регрессионный, корреляционный, дисперсионный, факторный и кластерный анализ. Можно смело сказать, что современная психология не может обойтись без методик, разработанных в математике и статистике.

Итак, современная психология использует широкий арсенал методов. Важно при выборе конкретного метода определить приоритетность исследуемого вопроса. Методы сами по себе не хороши, не плохи, однако они могут быть более или менее полезными при ответе на поставленные вопросы. Метод или комбинация используемых методов должны быть отобраны так, чтобы проверять достоверность гипотезы, теории для конкретной ситуации. Исследователь должен располагать точными сведениями о переменных и исследуемых фактах, их группировке, выбрать метод исследования и владеть им, изучить возможные ошибки, возникающие вследствие объективных и субъективных причин.

Таблица 1.

Любая наука развивается динамично и прогрессивно, если она располагает, с одной стороны, творческими идеями, которые выдвигают ученые, а с другой - достаточно объективными, точными и надежными методами, позволяющими проверять эти идеи. Роль метода как способа познания и исследования явлений природы и социальной жизни, заключается в том, чтобы с помощью специальных приемов (или методик) проникать за пределы явлений, доступных непосредственному наблюдению, т.е. проникать в те внутренние законы, которые составляют сущность изучаемого явления.

В чем заключаются методы, которыми пользуется психология? На протяжении длительного периода, вплоть до начала XX века, психология определялась как наука о душе, душевных явлениях и законах душевной жизни, составляющих субъективный мир человека. Со времен Декарта (1546-1650) душа представлялась как нечто, что мыслит, как Я субъекта. Под душевными явлениями понимались чувства, представления, мысли, желания, т.е. состояния субъективного сознания, которые выступали предметом психологической науки того времени. Определению содержания науки соответствовал и набор ее методов. Согласно идеалистической концепции того времени основным и единственным способом познания душевной жизни был субъективный метод.

1. СУБЪЕКТИВНЫЙ МЕТОД

Субъективный метод заключался в описании явлений сознания в процессе самонаблюдения. Этот метод получил название «интроспекция» (от лат. introspectare - гляжу внутрь, всматриваюсь). Метод интроспекции, начиная от трудов Р. Декарта тлДж. Локка (1632-1704) и до В. Вундта (1832-1920), был опорой учения о том, что сознание человека познается принципиально иначе, чем мир внешний, познаваемый с помощью органов чувств. Задача психологии виделась в том, чтобы путем внутреннего созерцания психических образов, мыслей, переживаний описывать формы душевной жизни и психических явлений. При этом изменение состояний сознания объяснялось действием особой силы духовной субстанции (первоосновы). Именно эта объяснительная позиция вызывала наибольшую критику, поскольку исключала объективное, причинное объяснение психических процессов как продуктов объективного развития, а также постановку вопросов о происхождении психики и ее объективных механизмах.

Уже родоначальник позитивизма О. Конт (1798-1857), обосновывая необходимость объективного метода в науке, выступал против метафизических теорий, объясняющих наблюдаемые факты душевной жизни действием особых субстанций. Он считал, что внутреннее наблюдение порождает почти столько же разноречивых мнений, сколько есть людей, верящих, что они им занимаются. Основным методом психологии, по мнению Конта, должно быть «наблюдение вне себя». Эти идеи оказали огромное влияние на формирующуюся в тот период экспериментальную психологию, которая занималась исследованием психофизиологии ощущений (Мюллер, Вебер, Фехнер, Т. Юнг, Гельмгольц, Геринг и др.) и не обращалась к психологии сознания. Тем не менее исследования души, сознания не могли совсем уйти из сферы интересов психологов.

В конце XIX - начале XX века в рамках интроспективной психологии было выдвинуто несколько теорий психологии сознания. К ним относятся теория элементов сознания Вундта и Титченера (1857-1927), психология актов сознания Брентано (1838- 1917), теория «потока сознания» Джемса (1842-1910), гештальт-психология Вертгеймера (1880-1943), описательная психология Дильтея (1833-1911). Различие между этими теориями было вызвано, главным образом, тем, что конкретно принимали их создатели за основную задачу и предмет психологии. Создатели структурной психологии Вундт и Титченер основной задачей полагали изучение «непосредственного опыта» человека. Основным методом для них оставался метод интроспекции. Понимая его недостатки, Вундт стремился сделать самонаблюдение более надежным. Он впервые ввел приемы экспериментальных методов в организацию целенаправленного самонаблюдения, для чего предпринимал специальные тренировки испытуемых. У них вырабатывался специальный навык самоотчета о том, что они непосредственно осознают в момент предъявления раздражителя.

В противоположность Вундту создатель теории актов сознания Ф. Брентано считал предметом психологии особую психическую активность, умственные действия или акты, а задачей психологии - реконструкцию связанных с этим переживаний индивида. В результате в рамках Вюрцбургской школы метод интроспекции был соединен с методом ретроспекции (от лат. retro - обратно, назад и spectrare - смотреть), т.е. последующим воспроизведением того, что прежде испытывалось субъектом при решении им умственных задач.

Однако, несмотря на теоретические различия и взаимное неприятие идей друг друга, все теории интроспективной психологии объединяло то, что они изучали не реально взаимодействующего с окружающим миром человека, а только его сознание. В результате в начале XX века наметился кризис интроспективной психологии, поскольку она оказалась бессильной перед многими практическими задачами, выдвигаемыми развивающимся капиталистическим обществом: требовалась разработка средств, позволяющих контролировать поведение человека и повышать производительность его труда, появилась необходимость определять способности человека к той или иной профессии, к обучению и т.д. Интроспективный метод абсолютно не годился для решения этих задач. Кроме того кризис психологии сознания был вызван и результатами исследований в области невропатологии и психиатрии. Исследования Ж. Шарко (1825-1893), П. Жане (1859-1947) и 3. Фрейда (1856-1939) убедительно доказали, что у человека кроме сознательных существуют неосознаваемые психические явления. Сильное влияние на новую ориентацию психологии оказало также эволюционное учение Ч. Дарвина (1809-1882), доказавшее необходимость рассматривать психические явления в их взаимосвязи с окружающей средой, и учение И.П. Павлова (1849-1936) об условных и безусловных рефлексах.

Под влиянием идей Павлова и Дарвина французский психолог А. Пъерон (1881-1964) разрабатывает объективную психологию и выдвигает тезис о том, что живые существа имеют два фундаментальных свойства - способность ощущать и способность действовать, контактировать с окружающей средой. Эти две стороны образуют единство, т.е. психика и действие неотделимы друг от друга. Отсюда Пьерон делал вывод, что все психологические термины и понятия должны быть рассмотрены с двух сторон - как извне наблюдаемые действия и как внутренние субъективные состояния (психические явления, переживания человека). Идеи Пьерона позволили иначе подойти к проблеме субъективного и объективного методов наблюдения.