Функции и задачи саморегулируемых организаций аудиторов
В соответствии с ФЗ «О саморегулируемых организациях», подсаморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской (ИП и ЮЛ) или профессиональной (ФЛ) деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.
В соответствии с ФЗ «Об аудиторской деятельности», саморегулируемой организацией аудиторов признается некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности.
Организация становится саморегулируемой с даты ее включения в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов. При этом она должна соответствовать следующим обязательным требованиям :
1) в составе саморегулируемой организации аудиторов должно быть не менее 700 аудиторов или не менее 500 аудиторских организаций;
2) наличие утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества работы членов саморегулируемой организации аудиторов и принятого кодекса профессиональной этики аудиторов;
3) обеспечение саморегулируемой организацией аудиторов дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг посредством формирования компенсационного фонда. Формирование и размещение средств данного фонда осуществляются в порядке, установленном ФЗ «О саморегулируемых организациях», в котором указано, что Компенсационный фонд первоначально формируется исключительно в денежной форме за счет взносов членов саморегулируемой организации в размере не менее 3000 рублей в отношении каждого члена.
Размещение средств компенсационного фонда может осуществляться только в целях их сохранения и прироста. Доход, полученный от размещения и инвестирования средств компенсационного фонда, направляется на пополнение компенсационного фонда и покрытие расходов, связанных с обеспечением надлежащих условий инвестирования средств компенсационного фонда. В объекты недвижимости может быть инвестировано не более 10% средств компенсационного фонда. В государственные ценные бумаги РФ должно быть инвестировано не менее 10% средств компенсационного фонда. Не допускается осуществление выплат из компенсационного фонда, за исключением выплат в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями оказанных ими услуг.
Функции саморегулируемой организации аудиторов :
1) разработка требований к вступлению в саморегулируемую организацию, внутренних стандартов и кодекса профессиональной этики аудиторов;
2) разработка проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности, участие в разработке проектов стандартов в области бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;
3) организация профессионального обучения, аттестации аудиторов, прохождения обучения по программам повышения квалификации;
4) представление интересов членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
5) анализ деятельности своих членов на основании информации, предоставляемой ими в форме отчетов;
6) обеспечение информационной открытости деятельности своих членов, опубликование информации об этой деятельности в порядке, установленном ФЗ «Об аудиторской деятельности» и внутренними документами саморегулируемой организации;
и другие функции.
Органами управления саморегулируемой организации являются:
1) общее собрание членов саморегулируемой организации;
2) постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации;
3) исполнительный орган саморегулируемой организации.
Постоянно действующий коллегиальный орган управления формируется из числа аудиторов и аудиторских организаций, являющихся членами саморегулируемой организации, а также из независимых членов. Независимыми членами считаются лица, которые не связаны трудовыми отношениями с саморегулируемой организацией и ее членами. Они должны составлять не менее 1/5 от числа членов этого органа.
Требования к членству аудиторских организаций в саморегулируемой организации аудиторов:
1) организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, кроме ОАО, государственного или муниципального унитарного предприятия;
2) численность аудиторов, являющихся работниками организации на основании трудовых договоров, должна быть не менее 3 человек;
3) доля уставного капитала организации, принадлежащая аудиторам и (или) аудиторским организациям, должна быть не менее 51%;
4) численность аудиторов в коллегиальном исполнительном органе организации должна быть не менее 50% состава такого исполнительного органа. Лицо, являющееся единоличным исполнительным органом коммерческой организации, должно быть аудитором. В случае, если полномочия исполнительного органа коммерческой организации переданы по договору другой коммерческой организации, последняя должна быть аудиторской организацией;
5) безупречная деловая репутация;
6) наличие и соблюдение правил осуществления внутреннего контроля качества работы;
7) уплата взносов в саморегулируемую организацию аудиторов в размерах и порядке, которые устанавливаются ею;
8) уплата взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации аудиторов.
Требования к членству аудиторов в саморегулируемой организации аудиторов:
1) наличие квалификационного аттестата аудитора;
2) безупречная деловая (профессиональная) репутация;
3) уплата взносов в саморегулируемую организацию аудиторов в размерах и порядке, которые устанавливаются ею;
4) уплата взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации аудиторов.
Аудиторская организация или аудитор могут являться членами только одной саморегулируемой организации аудиторов.
Закономерным результатом развития взаимоотношений государства и субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности стало появление саморегулируемых организаций (оценочная деятельность, арбитражные управляющие, деятельность в области строительства, аудиторская деятельность). Государство, отменяя лицензирование определенных видов деятельности, законодательно передает регулирование рынков и сфер профессиональной деятельности саморегулируемым организациям.
Сегодня достаточно важным вопросом для обсуждения является принятые законы о СРО, в том числе о саморегулировании в аудите и сама система саморегулирования: ее функционирование, преимущества и недостатки. Институт саморегулирования окончательно пришел на смену системе государственного лицензирования. Саморегулируемая организация - организация с механизмом управления, позволяющим самостоятельно планировать свою деятельность, устанавливать правила и стандарты предпринимательской деятельности, а также осуществляющим контроль за соблюдением законодательства регулирующего аудиторскую деятельность.
За последние два десятилетия в нашей стране многое изменилось, в т.ч. быстро развивался российский рынок аудита. Профессиональное аудиторское сообщество вплотную подошло к саморегулированию, и это серьезный этап развития профессиональных отношений. В конце 2008 года был принят новый закон «Об аудиторской деятельности» (307-ФЗ от 30.12.08 г.), который внес в жизнь аудиторского сообщества значительные изменения. Закон предусматривает отмену лицензирования аудиторской деятельности с одновременным введением обязательного членства участников рынка в саморегулируемых организациях аудиторов. Новации затронули как индивидуальных аудиторов, так и аудиторские компании. Теперь чтобы заниматься этим бизнесом, нужно получить членство в одной из саморегулируемых аудиторских организаций (СРО), включенных Минфином России в реестр саморегулируемых организаций аудиторов. На СРО возложены функции ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций, повышения квалификации аудиторов и контроля качества работы членов СРО.
Преимущества саморегулирования в аудите очевидны, среди них можно выделить следующие:
Саморегулируемая организация (СРО) аудиторов осуществляет защиту прав и законных интересов ее членов;
Членство в саморегулируемой организации (СРО) аудиторов ведет к повышению качества оказываемых услуг;
Членство в саморегулируемой организации (СРО) аудиторов ведет к взаимной поддержке членов СРО;
Саморегулируемая организация (СРО) аудиторов оказывает помощь в повышении квалификации сотрудников членов СРО;
Саморегулируемая организация (СРО) аудиторов осуществляет информационную поддержку членов, путем предоставления информации об изменении в нормативно-правовых актах затрагивающих членов СРО, организацию круглых столов, симпозиумов и конференций посвященных актуальным темам саморегулирования, функционирования СРО, а так же проблемам в сфере регулирования и функционирования аудиторской деятельности.
Система саморегулирования привязывает аудиторов к выполнению общих правил и обязывает выполнять стандарты аудиторской деятельности принятые саморегулируемой организацией. Демпинговать и оказывать некачественный аудит будет сложно, так как за «вход» и «нахождение» в профессии необходимо платить, в связи, с чем аудиторские организации будут вынуждены работать по среднерыночным ценам.
После вступления в силу Закона об аудиторской деятельности в 2009 году в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов внесено 6 СРО аудиторов. Новый механизм регулирования привел к совершенно иной картине на аудиторском рынке, нежели это было ранее.
Из 6,2 тыс. фирм, осуществлявших аудиторскую деятельность в России в 2009 году, количество аудиторских фирм, вступивших в СРО, по состоянию на 1.01.2011 г. составило около 5 тыс. компаний. Число аудиторов, вступивших в СРО, к этому же периоду сократилось до 26,3 тыс. человек в отличие от 38,8 тыс. аттестованных индивидуальных аудиторов, осуществлявших свою деятельность в 2009 году. Таким образом, общее число действующих аудиторов и аудиторских организаций сократилось больше, чем на треть.
Информацию о количестве членов в разрезе СРО аудиторов можно представить в виде следующих таблиц:
Таблица 1
Численность аудиторов в разрезе СРО аудиторов
№ по реестру СРО |
Наименование СРО аудиторов |
Количество аудиторов |
Но процесс развития аудиторского рынка продолжается и по состоянию на сегодняшний день в СРО продолжают вступать новые члены. Среди основных проблем при вступлении аудиторов в СРО можно отметить следующие:
Предоставление неполного комплекта документов;
Несвоевременное прохождение повышения квалификации аудиторами;
Неправильно произведенные расчеты обязательных взносов;
Несвоевременное (в соответствии с Законом 307-ФЗ) подача документов на вступление.
Основная функция СРО аудиторов согласно статье 10 Закона об аудиторской деятельности это осуществление внешнего контроля качества в отношении своих членов. В том случае, если к проверяемой организации, по итогам проверки нет нареканий, то организация продолжает свою деятельность. В противном случае (если к организации есть претензии относительно ее деятельности), то к ней применяются меры дисциплинарного воздействия, вплоть до «запрета» заниматься аудиторской деятельностью.
Помимо обязательной проверки качества работы субъекта предпринимательской деятельности со стороны СРО аудиторов,проверка может быть инициирована по жалобе пользователей аудиторскими и сопутствующими аудиту услугами. В данном аспекте СРО несет риски погашения нанесенного аудиторской организацией ущерба своему клиенту.
Закон о саморегулируемых организациях предусматривает право СРО применять один из следующих способов обеспечения имущественной ответственности членов СРО перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами:
Создание системы личного и (или) коллективного страхования;
Формирование компенсационного фонда.
В свою очередь, Законом об аудиторской деятельности в качестве механизма обеспечения имущественной ответственности членов СРО аудиторов предусмотрено только формирование компенсационного фонда.
Компенсационный фонд можно рассматривать как фонд взаимного страхования. Но в отличие от обычного страхования, которое предназначено для покрытия возможного ущерба, компенсационный фонд позволяет повысить ответственность внутри СРО за действия его членов. Взаимная ответственность необходима для того, чтобы запустить механизм самоконтроля внутри профессии, побудить участников саморегулируемых организаций не только устанавливать прямой контроль за «соседями», но и повышать профессиональные стандарты и устанавливать жесткие барьеры на «входе» в СРО, допускающие туда только тех, кто сможет их соблюдать. Тем не менее, каждая саморегулируемая организация может устанавливать дополнительные требования к страхованию профессиональной ответственности, но не вместо механизма взаимного страхования, а в дополнение к нему.
Наиболее важной задачей сейчас для аудиторов является развитие бизнеса в новых для рынка условиях саморегулирования. Об эффективности механизма СРО отечественного рынка аудита пока судить рано. На опыт западных рынков, которые прошли этап саморегулирования, ориентироваться невозможно: финансовый кризис распространялся именно с западных рынков. И это произошло несмотря на все ужесточения правил со стороны государственных регуляторов.
Аннотация . В статье рассматриваются особенности формирования саморегулирования в аудиторской деятельности и проводится анализ влияния изменений в системе саморегулирования на дальнейшее развитие отрасли.
В концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р) одним из направлений перехода к инновационному социально ориентированному развитию государства в отношениях с субъектами предпринимательской деятельности является создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции, в частности, развитие механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества. Основная идея саморегулирования заключается в передаче части функций государственного регулирования профессиональному сообществу, что должно способствовать развитию предпринимательства за счет снижения административных барьеров и неоправданного бюрократического давления.
Понятие саморегулирования приведено в ст. 2 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.
Одними из первых на саморегулирование перешли арбитражные управляющие и оценщики. С 2009 г. вступил в силу новый Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», предусматривающий отмену лицензирования аудиторской деятельности с одновременным введением обязательного членства участников рынка в саморегулируемых организациях аудиторов (далее - СРО аудиторов или СРОА).
Профессиональное аудиторское сообщество в тот период неоднозначно отреагировало на законодательные изменения. Противники саморегулирования в аудиторской деятельности аргументировали свою позицию неготовностью отрасли к саморегулированию, так как аудит в России начал развиваться лишь чуть более 20 лет назад. Сторонники изменений, напротив, обосновывали свою позицию тем, что переход на саморегулирование инициирует качественные изменения в нормативном регулировании аудита и будет способствовать развитию отрасли, что в конечном итоге, позволит повысить качество оказываемых услуг.
По прошествии нескольких лет можно подвести некоторые итоги в этом вопросе. Основной итог - саморегулирование аудиторской деятельности состоялось. Более того, можно с уверенностью говорить об эффективности процесса саморегулирования.
Во-первых, деятельность СРОА в значительной степени повлияла на дальнейшее развитие нормативного регулирования аудита в России.
Во-вторых, в рамках СРОА выстроена четкая и понятная система внешнего контроля качества за деятельностью аудиторских организаций и аудиторов, которая способствует повышению качества аудиторских услуг в России.
Во многом успешному внедрению саморегулирования аудита в России способствовало то, что аудиторская деятельность была подготовлена к саморегулированию благодаря активной организационной и методологической работе, проведенной аккредитованными профессиональными аудиторскими объединениями, являющимися предшественниками СРОА.
Безусловно, переход на саморегулирование сопровождался определенными сложностями и проблемами, часть из которых не решена и в настоящее время. Например, СРОА сталкивались с трудностями при автоматизации процесса ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций, с трудностями при организации системы повышения квалификации аудиторов, при формировании внутренних регламентов каждого СРОА. Но, в целом, эти проблемы постепенно решаются, и в конечном итоге можно сделать вывод о положительном влиянии саморегулирования на развитие отрасли.
По нашему мнению, в условиях формирования инновационного типа социальноэкономического развития, а также общественной значимости аудиторской деятельности, в том числе как элемента экономической безопасности государства, саморегулирование на этом этапе является оптимальной моделью. Мировой опыт показывает необходимость развития саморегулирования и доказывает его эффективность, что особенно актуально для профессий, которые наделяются публичноправовыми функциями.
В целях защиты прав и законных интересов всех заинтересованных пользователей финансовой информации и обеспечения экономической безопасности Российской Федерации необходимо усиливать требования к качеству аудита, проводить работу, связанную с повышением роли аудита и значения аудиторского з аключения для пользователей финансов ой информации. Реализовать эффективно данную задачу можно только в условиях развития полноценной модели саморегулирования, предполагающей наличие нескольких СРО для развития свободы предпринимательства и конкуренции.
По состоянию на 30 апреля 2015 г. в Российской Федерации официально аккредитованы пять СРО аудиторов (табл. 1).
Таблица 1. Перечень СРО аудиторов
Ежегодно Минфин России обобщает и публикует в своих докладах основные показатели деятельности саморегулируемых организаций аудиторов. В докладе Минфина России за 2013 г. приведено количество аудиторских организаций, являющихся членами СРО аудиторов (табл. 2).
Таблица 2. Количество членов — аудиторских организаций
По состоянию на 31 декабря | АПР | ИПАР | МоАП | РКА | ААС |
2009 | 1046 | 255 | 818 | 534 | 397 |
2010 | 1161 | 298 | 1087 | 769 | 722 |
2011 | 1107 | 298 | 1069 | 777 | 752 |
2012 | 1056 | 346 | 1236 | 885 | 1310 |
2013 | 992 | 317 | 1196 | 878 | 1343 |
2014 | 921 | 295 | 1108 | 847 | 1334 |
Исходя из представленных данных, видно, что к 2014 г. в России сложилась система саморегулирования аудиторской деятельности, включающая пять СРОА. Аудиторские организации состоят в разных СРОА, их количество в каждом СРОА, в основном, возросло по сравнению с 2009 г.
Во всех саморегулируемых организациях аудиторов сформированы специализированные органы, которые осуществляют контроль за соблюдением членами СРОА аудиторов требований Закона «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, правил независимости, Кодекса этики. Ведется реестр аудиторов и аудиторских организаций, организована система повышения квалификации и др. Все СРОА успешно выполняют одну из ключевых задач - организацию и проведение в отношении своих членов внешнего контроля качества работы.
Вместе с тем Федеральным законом № 403-ФЗ от 01.12.2014 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», среди прочего, установлены новые требования к численности членов СРО аудиторов: до 10 тысяч аудиторов и 2 тысяч аудиторских организаций. Эти изменения вступят в силу с 1 января 2017 г. В результате этих изменений на рынке аудита к 2017 г. может остаться или одно-два СРОА, но не более. Укрупнение СРОА и тем более создание только одного СРОА, на наш взгляд, приведет к существенному ограничению конкуренции на рынке аудиторских услуг, к созданию новых административных барьеров для входа на рынок новых участников.
Необходимость функционирования нескольких СРОА обусловлена тем, что система саморегулирования только сейчас начинает формироваться как полноценная модель регулирования аудиторской деятельности. Действующие в России СРОА сегодня уже сформированы и выполняют возложенные на них функции, в этих профессиональных сообществах накоплен колоссальный интеллектуальный капитал и их усилия должны быть направлены, в первую очередь, на решение наиболее актуальных проблем и совершенствование аудиторской деятельности, на повышение значимости профессии.
В создавшихся же условиях реформирования саморегулирования аудиторской деятельности все СРОА в большей степени будут заняты не решением существующих проблем аудита и совершенствованием профессии, а организационными вопросами.
В переходный период, который уже начался, СРОА заняты вопросами осуществления перехода своих членов в новые СРОА, в последующем будут заняты формированием новой системы регулирования деятельности в рамках нового СРО, разработкой и утверждением внутренних регламентов, созданием новых специализированных органов.
Мировой аудит находится в кризисном состоянии, который вызван несоответствием механизма реализации целей и задач, изначально поставленных перед аудитом, потребностям экономики. В этой связи базовые положения российского аудита, который основан на западном опыте и развив ается по западному сценарию, также требуют переосмысления. В России сегодня многие проблемы в действующей системе регулирования аудита так и не решены, например, механизм аттестации вызыв ает массу нареканий со стороны аудиторского сообщества, не в полной мере определен порядок перехода на МСА и т.д.
Поэтому для дальнейшего развития аудита в России, по-нашему мнению, важно не сокращать коли честв о действ ующих СРОА, а направить весь имеющийся потенциал и накопленный опыт на дальнейшее развитие аудиторской деятельности, повышение значимости профессии.
Список литературы
1. Арабян К.К. Российский аудит в условиях инновационного типа социально-экономического развития // Аудиторские ведомости. 2011. № 4.
2. Чая В.Т. Концептуальные основы развития аудиторской деятельности: задачи и некоторые решения // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 41.
3. Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».
4. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
5. Шеремет А.Д. Национальный союз аудиторских объединений - союз, продиктованный временем // Аудитор. 2012. № 1. С. 4.
Введение
Закономерным результатом развития взаимоотношений государства и субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности стало появление саморегулируемых организаций. Государство, отменяя лицензирование определенных видов деятельности, законодательно передает регулирование рынков и сфер профессиональной деятельности саморегулируемым организациям (СРО).
Саморегулируемая организация - организация с механизмом управления, позволяющим самостоятельно планировать свою деятельность, устанавливать правила и стандарты предпринимательской деятельности, а также осуществлять контроль за соблюдением законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность.
За последние два десятилетия российский рынок аудита развивался быстро. Профессиональное аудиторское сообщество вплотную подошло к саморегулированию, и это серьезный этап развития профессиональных отношений.
Саморегулирование признано в мировой практике одним из наиболее эффективных современных механизмов, позволяющих регулировать профессиональную и предпринимательскую деятельность. С 2010 г. в России лицензирование аудиторской деятельности было заменено обязательным членством в саморегулируемой организации. Необходимость и важность профессионального регулирования аудита подтверждает тот факт, что впервые профессиональные аудиторские объединения в России возникли более 15 лет назад на добровольной основе. Их главной целью было содействие развитию и совершенствованию аудиторской деятельности, увеличение профессионального потенциала аудиторских кадров.
В данной работе раскрываются функции и задачи саморегулируемых организаций на современном этапе.
1. Саморегулируемые организации на аудиторском рынке - основы функционирования и требования к их деятельности
В настоящее время в России ведется серьезная работа по становлению отечественного аудита. В то же время потенциал аудиторской деятельности в нашей стране остается реализованным далеко не полностью, а возможности аудита в достижении целей финансового контроля - не исчерпаны.
На протяжении многих лет деятельность аудиторских фирм и индивидуальных аудиторов осуществлялась в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Формировался рынок аудиторских услуг, а сами аудиторы упорным трудом зарабатывали имя и авторитет. Однако опыт государственного регулирования аудита и аудиторской деятельности путем создания Федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности отчетливо выявил его недостатки. К их числу следовало бы отнести, в первую очередь, чрезмерную централизацию регулирования, неспособность оперативно решать назревавшие аудиторские проблемы при бурном росте числа аудиторских организаций в Российской Федерации.
В развитии института саморегулирования в России можно выделить следующие этапы:
первый этап продолжался с начала 90-х годов XX века до принятия Федерального закона от 07.08.2001 №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
второй этап наступил с вступлением в силу Закона №119-ФЗ в сентябре 2001 г.;
третий этап сопряжен с рассмотрением и обсуждением проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности».
Но с 1 января 2010 г. в аудиторской деятельности отменено государственное лицензирование и введено обязательное членство в саморегулируемых организациях (СРО), которые должны регулировать работу аудиторов и контролировать её качество. В соответствии с требованиями Федерального закона №307-ФЗ от 30.12.2008 г. «Об аудиторской деятельности» с 2010 года аудиторские организации и аудиторы, не являющиеся членами саморегулируемой организации, не вправе проводить аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги.
Следует отметить, что одним из мотивов, побудивших Правительство РФ к корректировке ФЗ «Об аудиторской деятельности» №307, является стремление, прежде всего, существенно повысить качество аудиторских услуг при одновременном снижении аудиторского риска.
Саморегулируемой организацией аудиторов признается некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности.
Саморегулирование (СРО) в области аудиторской деятельности регулируется следующими нормативно-правовыми актами:
И другие нормативно-правовые акты.
Саморегулируемая организация бухгалтеров и аудиторов (СРО) функционирует как профессиональное объединение, независимое в юридическом и организационном плане, и в то же время подотчетное заинтересованным лицам. В состав заинтересованных лиц входят члены СРО, руководство и сотрудники предприятий, инвесторы, кредиторы, регулирующие органы и другие лица, использующие результаты деятельности бухгалтеров и аудиторов в процессе принятия тех или иных решений.
Эти организации представляют законные интересы своих членов в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Их функция регулирования выражается в разработке и установлении обязательных для выполнения своими членами правил профессиональной деятельности, внутренних правил и стандартов деятельности и профессиональной этики. Они также контролируют деятельность своих членов на предмет соблюдения законодательства и установленных правил, рассматривают жалобы на их действия.
Уже 1 октября 2009 г. Минфин внес в государственный реестр запись о регистрации первой СРО на аудиторском рынке. Ею стала Аудиторская палата России (АПР). В 2012 г. на рынке действует пять профессиональных аудиторских объединения, имеющих статус аккредитованных при Минфине:
Институт профессиональных аудиторов (ИПАР), дата вступления - 30.10.2009 г.;
Московская аудиторская палата (МоАП) - 27.11.2009 г.;
Гильдия аудиторов Региональных Институтов Профессиональных бухгалтеров (Гильдия аудиторов ИПБР) - 14.12.2009 г.;
Российская коллегия аудиторов (РКА) 23.12.2009 г.;
Аудиторская Ассоциация Содружество (ААС) - 30.12.2009 г.
Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций (СРО) аудиторов осуществляет Министерство финансов Российской Федерации.
Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации аудиторов с даты ее включения в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов. (Реестр аудиторов и аудиторских организаций - это систематизированный перечень аудиторов и аудиторских организаций).
Некоммерческая организация включается в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов при условии соответствия ее следующим требованиям:
) объединения в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций, соответствующих установленным Федеральным законом от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» требованиям к членству в такой организации;
) наличия утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества работы членов саморегулируемой организации аудиторов и принятого кодекса профессиональной этики аудиторов;
) обеспечения саморегулируемой организацией аудиторов дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов) саморегулируемой организации аудиторов.
Для осуществления деятельности в качестве саморегулируемой организации аудиторов некоммерческой организацией должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации аудиторов требований настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов и рассмотрение дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации аудиторов мер дисциплинарного воздействия.
Представители уполномоченного федерального органа и совета по аудиторской деятельности вправе присутствовать на собраниях (заседаниях) органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации аудиторов, а также на иных проводимых ею мероприятиях.
Саморегулируемая организация аудиторов не может являться членом другой саморегулируемой организации аудиторов.
В случае, если членами саморегулируемой организации аудиторов являются физические лица и (или) организации, не являющиеся соответственно аудиторами и аудиторскими организациями, в деятельности органов управления такой организации должна быть обеспечена независимость аудиторов и аудиторских организаций при осуществлении ими функций, непосредственно связанных с аудиторской деятельностью.
Члены постоянно действующего коллегиального органа управления и специализированных органов саморегулируемой организации аудиторов могут совмещать исполнение этих функций с аудиторской деятельностью (с участием в аудиторской деятельности).
Независимые члены постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации аудиторов должны составлять не менее одной пятой числа членов этого органа.
Обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности саморегулируемой организации аудиторов должен проводиться аудиторской организацией, являющейся членом другой саморегулируемой организации аудиторов.
Формирование компенсационного фонда (компенсационных фондов) саморегулируемой организации аудиторов и размещение средств такого фонда (таких фондов) осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О саморегулируемых организациях».
2. Цели и задачи деятельности СРО
Целями деятельности саморегулируемых организаций аудиторов (СРО аудиторов) являются:
объединение аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов для осуществления контроля за их деятельностью;
повышение качества выполняемых аудиторских услуг;
информирование профессиональных участников аудиторской деятельности.
Для достижения этих целей перед саморегулируемыми организациями (СРО) аудиторов ставятся следующие основные задачи:
Осуществление контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации (СРО) аудиторов требований Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.
Установление в отношении аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, которые являются членами саморегулируемой организации (СРО) аудиторов, дополнительных требований, обеспечивающих их ответственность при осуществлении аудиторской деятельности.
Разработка и установление дополнительных мер дисциплинарного воздействия на членов саморегулируемой организации (СРО) аудиторов за нарушение ими требований Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности. По большому счету главная задача саморегулируемой организации аудиторов - контроль за деятельностью своих членов.
Одна из главнейших задач СРО - регулирование аудиторской деятельности. На современном этапе чтобы заниматься аудиторской деятельностью, нужно получить членство в одной из саморегулируемых аудиторских организаций, включенных Минфином в Реестр саморегулируемых организаций аудиторов.
Система саморегулирования обязывает аудиторов выполнять как общие правила и стандарты аудиторской деятельности, так и принятые саморегулируемой организацией. Демпинговать и оказывать некачественный аудит при этом сложно, так как за «вход» и «нахождение» в профессии необходимо платить, в связи с чем аудиторские организации будут вынуждены работать по среднерыночным ценам.
После вступления в силу Закона об аудиторской деятельности в 2009 г. в Государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов внесено шесть СРО.
Новый механизм регулирования аудиторской деятельности привел к совершенно иной картине на аудиторском рынке, нежели это было ранее (таблицы 1,2).
саморегулируемый аудиторский рынок организация
Таблица 1 - Численность аудиторов в разрезе СРО аудиторов
N по реестру СРОНаименование СРО аудиторовКоличество аудиторов01АПР687802ИПАР253703МОАП536504ГАИПБР537105РКА328606ААС2886
Таблица 2 - Численность аудиторских организаций в разрезе СРО аудиторов
N по реестру СРОНаименование СРОКоличество аудиторских организаций01АПР116102ИПАР29803МОАП108704ГАИПБР115405РКА76906ААС722
Из 6,2 тыс. фирм, осуществлявших аудиторскую деятельность в 2009 г., количество аудиторских фирм, вступивших в СРО по состоянию на 1 января 2011 г., составило пять тысяч. Число аудиторов, вступивших в СРО, к этому же периоду сократилось до 26,3 тыс. по сравнению с 2009 г., когда число аттестованных аудиторов, осуществлявших свою деятельность, составляло 38,8 тыс. Таким образом, общее число действующих аудиторов и аудиторских организаций сократилось больше чем на треть. С одной стороны это сильно сузило рынок аудиторских услуг, но с другой стороны, множество недобросовестных фирм отсеялись.
3. Функции саморегулируемых организаций
Саморегулируемая организация осуществляет следующие основные функции:
) разрабатывает и устанавливает условия членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации;
) применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов;
) образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;
) осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом некоммерческой организации или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации;
) представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
) организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;
) обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации;
) осуществляет контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации;
) рассматривает жалобы на действия членов саморегулируемой организации и дела о нарушении ее членами требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации.
Саморегулируемая организация аудиторов наряду с функциями, установленными Федеральным законом «О саморегулируемых организациях», разрабатывает и утверждает стандарты саморегулируемой организации аудиторов, принимает кодекс профессиональной этики аудиторов, разрабатывает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности, участвует в разработке проектов стандартов в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, организует прохождение аудиторами обучения по программам повышения квалификации.
Саморегулируемая организация аудиторов наряду с правами, установленными Федеральным законом «О саморегулируемых организациях», имеет право устанавливать в отношении аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, которые являются ее членами, дополнительные к требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, требования, обеспечивающие их ответственность при осуществлении аудиторской деятельности, разрабатывать и устанавливать дополнительные к мерам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, меры дисциплинарного воздействия на ее членов за нарушение ими требований настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов, организовывать профессиональное обучение лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью.
Саморегулируемая организация аудиторов наряду с исполнением обязанностей, установленных Федеральным законом «О саморегулируемых организациях»:
) участвует в установленном порядке в создании, включая финансирование, и деятельности единой аттестационной комиссии, предусмотренной настоящим Федеральным законом;
) сообщает в уполномоченный федеральный орган об изменениях в сведениях о саморегулируемой организации аудиторов для внесения в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов, а также о возникшем несоответствии саморегулируемой организации аудиторов требованиям, установленным частью 3 настоящей статьи, не позднее семи рабочих дней со дня, следующего за днем возникновения соответственно указанных изменений в сведениях или несоответствия;
) сообщает в уполномоченный федеральный орган о дополнительных к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, требованиях, предусмотренных саморегулируемой организацией аудиторов в своих стандартах, а также о дополнительных нормах профессиональной этики, включенных в принятый ею кодекс профессиональной этики аудиторов, в порядке, сроки и по форме, которые определяются уполномоченным федеральным органом;
) представляет в уполномоченный федеральный орган отчет об исполнении саморегулируемой организацией аудиторов, ее членом или членами требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, в порядке, сроки и по форме, которые определяются уполномоченным федеральным органом;
) подтверждает соблюдение аудиторами, являющимися членами этой саморегулируемой организации аудиторов, требования об обучении по программам повышения квалификации;
) не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения письменного запроса, представляет в уполномоченный федеральный орган и совет по аудиторской деятельности по их запросам копии решений органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации аудиторов;
) оказывает содействие представителям совета по аудиторской деятельности в ознакомлении с деятельностью саморегулируемой организации аудиторов.
Заключение
Саморегулирование является неотъемлемым институтом гражданского общества и подразумевает концентрацию инициативы и полномочий по регулированию и контролю определенной сферы общественных отношений в руках самих граждан.
В ноябре 2007 г. в России был принят Федеральный закон №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Законом регулируются отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением статуса саморегулируемых организаций (СРО), объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности.
СРО - это некоммерческая организация, созданная в целях саморегулирования, основанная на членстве и объединяющая субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) либо объединяющая субъектов профессиональной деятельности определенного вида.
На СРО-аудиторов возложены функции по ведению реестра аудиторских организаций, аудиторов и индивидуальных аудиторов, повышению квалификации аудиторов и контролю за соблюдением ими требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, контролю за качеством работы аудиторских организаций, аудиторов и индивидуальных аудиторов, соблюдением норм законодательства РФ, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодекса профессиональной этики аудиторов.
На сегодняшний день наиболее важной задачей для аудиторов является развитие бизнеса в новых для рынка условиях саморегулирования. Об эффективности механизма СРО отечественного рынка аудита пока судить рано.
Список литературы
1.О саморегулируемых организациях: Федеральный закон от 01.12.2007 №315-ФЗ.
2.Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 30.12.2008 №307-ФЗ.
.Аудит. Учебник. Под ред. Подольского В.И., д.э.н., проф. - М.: Вольтерс Клувер, 2010. -672 с.
.Аудит. Учебное пособие. В.И. Подольский, А.А. Савин. -3 изд. перераб. и дополн. - М.: ЮРАЙТ, 2010. -605 с.
.Анохова Е.В. Саморегулирование аудиторской деятельности: современный этап // Аудиторские ведомости. - 2011.-№12. - С. 47 - 52.
.Бычкова С.М., Итыгилова Е.Ю. Аудит: учебное пособие / под ред. проф. Я.В. Соколова. - М.: Магистр, 2009. -463 с.
.Санникова И.Н. Профессиональные саморегулируемые организации в России: ожидания и реальность // Международный бухгалтерский учет. 2011. - №17. - С. 8 - 14.
Заказ работы
Наши специалисты помогут написать работу с обязательной проверкой на уникальность в системе «Антиплагиат»
Отправь заявку
с требованиями прямо сейчас, чтобы узнать стоимость и возможность написания.